Международный капитал не спешит давать деньги Украине, сделать то же самое украинскому малому и среднему бизнесу мешает сама власть. Пока депутаты практикуют свой «фирменный стиль» парламентской работы, Украина рискует испортить отношения с Европой из-за дипломатического скандала с Чехией.
Цена кредита МВФ для украинской власти растет
Доступ Украины к капиталам на мировом рынке усложняется. Одними из пока еще доступных источников кредитования для украинского правительства остаются Международный валютный фонд и Всемирный банк. Постоянный представитель МВФ в Украине Марк Альер, заявил, что без выполнения четырех условий Фонда новых траншей Украина не получит. Четыре условия – это пенсионная реформа, повышение цен на газ для населения, дефицит бюджета НАК «Нефтегаз» на уровне не больше 3, 5% от ВВП, а также отмена закона относительно обязательств Национального банка Украины закупать облигации внутреннего государственного займа. Неофициально эксперты добавляют к этому перечню еще и негласное обязательство правительства о повышении цен на коммунальные услуги для населения.
На фоне осложнения переговорного процесса с МВФ Всемирный банк заявил о неготовности предоставить Украине кредиты на сумму в 500 и 350 млн. долл. на развитие финансового сектора страны. Причина отказа – в невыполнении правительством требований Банка.
Полное выполнение условий МВФ является маловероятным, поскольку оно, в свою очередь, может привести к социальному взрыву внутри страны, поэтому правительство, вероятнее всего, будет искать компромиссные решения. Впрочем, несмотря на жесткость выдвигаемых МВФ условий, власть с оптимизмом ожидает предоставления очередных траншей уже летом этого года. В частности, глава НБУ Сергей Арбузов заявил о высокой вероятности получение сразу 3 млрд. долл. в июле. Эксперты отмечают, что частичная реализация требований МВФ в долгосрочной перспективе будет иметь позитивное влияние на ситуацию в экономике, но пока неясно, осмелится ли правительство на такое быстрое выполнение требований Фонда ради получения очередных траншей и сохранение относительной инвестиционной привлекательности Украины.
Комментарий Фонда „Сначала Люди”:
Украина не только теряет доступ к рынкам капитала, она также теряет остатки финансовой надежности в глазах инвесторов. Игроков мировых рынков капитала сложно заподозрить в наивности, они прекрасно понимают игры, в которые играет Киев. Международные финансовые учреждения вообще очень редко принимают на веру официальную статистику, отдавая предпочтение информации из собственных источников. Конечно, расхождений сложно избежать, но если цифры оказываются относительно близкими, то становится понятно, что страна движется правильным курсом, в то время как существенное расхождение наталкивает на мысль, что кое-кто слишком экономит на правде.
На недавней инвестиционной конференции в Лондоне много говорилось о том, что Украина сошла с правильного курса, в результате чего к руководству страны назрел ряд серьезных вопросов. Обеспокоенность международных инвесторов проявилась, в частности, в том факте, что в настоящее время Всемирный банк не спешит предоставлять Украине кредит, весьма незначительный как для этой организации. МВФ также не спешит предоставить Украине транш в 3 млрд. долл., хотя при этом охотно дает 100-миллиардные кредиты Ирландии и Португалии.
Денежные рынки работают на полном доверии. Греция сегодня проходит через очень болезненные реформы, которые стали для общества настоящей шоковой терапией, но если Греция через эту боль не пройдет, то не получит ни цента. Португалии и Ирландии повезло больше, поскольку эти страны смогли выполнить данные обещания, и благодаря этому получат финансовую помощь. А в случае Украины все понимают, что деньги вытекут из казны, как вода сквозь сито, что все применяемые экономические меры имеют исключительно краткосрочный характер, что цель большинства политиков – разворовывать бюджет, а содержание украинского законодательства зависит от того, кто больше заплатит за лоббирование собственных интересов. Стоит ли в такой ситуации удивляться, что международные финансовые рынки относятся к Киеву все более сдержанно?
Вместе с тем, справедливо будет заметить, что нынешнее правительство вынуждено нести ответственность не только за собственную недальновидную политику, но и за такую же неэффективную политику своих предшественников.
Украина теряет средний бизнес и средний класс
На Украинском инвестиционном саммите, который прошел в Лондоне во второй половине мая, представители малого и среднего бизнеса Украины констатировали его стремительное исчезновение. Экономист Андерс Аслунд и бизнесмен Петр Порошенко, занимавший многочисленные высокие должности в украинской власти, подтвердили факт массового сворачивания с начала 2011 года десятков тысяч мелких предприятий. По словам П.Порошенко, исчезновение малого бизнеса прямо ведет к исчезновению среднего класса, являющегося основой стабильности экономики государства. Участники саммита также отметили, что в результате стагнации реформ, задекларированных Президентом Януковичем, Украина теряет инвестиционную привлекательность. Одним из красноречивых подтверждений такого дисбаланса, в частности, можно считать и то, что в столице Украины появляется все больше магазинов для ВИП-клиентов, и происходит это за счет исчезновения магазинов, рассчитанных на уровень доходов массового потребителя. Эксперты констатируют наращивание в Украине процесса разбалансировки экономики, вызванного принятием нового Налогового кодекса.
Попыткой власти ответить на констатацию негативных тенденций в украинской экономике стало заявление о намерении создать государственный «Украинский банк развития», задание которого будет заключаться в финансировании проектов стратегических инициатив. Председатель Государственного агентства по вопросам инвестиций и управления национальными проектами В. Каськив отметил, что деятельность банка будет строиться на принципах прозрачности в принятии инвестиционных решений.
Таким образом, украинская власть публично заявляет о намерении разделять риски с иностранными инвесторами, но пока еще не может найти эффективную схему сотрудничества с украинским малым бизнесом и средним классом в целом.
Комментарий Фонда „Сначала Люди”:
Причину ситуации можно объяснять по-разному. Первое толкование, которому бы отдали предпочтение сторонники конспирологии, могло бы звучать так: нынешняя властная элита разработала план ликвидации среднего класса, чтобы согнать людей назад на заводы, к простому и тяжелому физическому труду, поскольку власти не нужны инициативные самостоятельные граждане, а нужен несознательный трудящийся электорат, который на выборах контролировать значительно проще...
Более реалистичным объяснением, на наш взгляд, является предположение, что немногие из представителей нынешней власти и чиновнического аппарата имеют хоть малейший опыт реального управления малым или средним предприятием, а следовательно наши законодатели пишут законы, руководствуясь лишь собственным воображением и представлениями о возможных источниках получения доходов. Возможно, новое налоговое законодательство и даст возможность на начальном этапе обезвредить злостных неплательщиков налогов. Однако эти еще не доказанные преимущества не способны компенсировать закрытие тысяч реально работающих предприятий. Если такая тенденция будет сохраняться, кто наполнит бюджет налогами в следующем году?.. Власть не слышит и не воспринимает возмущение предпринимателей, а ведет себя так, как будто воюет с ненавистным врагом, аргументы которого могут быть лишь коварством, и более ничем. Похоже, что со времен, когда власть воспринимала слово „предприниматель” как слово „спекулянт”, изменилось не так уж много...
Малое и среднее предпринимательство в любой стране с рыночной экономикой считается основой экономической системы. В Евросоюзе, межгосударственном образовании, правилам которого Украина якобы пытается следовать и к которому она в будущем намеревается присоединиться, 57% национального ВВП обеспечивается именно за счет сектора малого и среднего бизнеса. В Украине этот показатель составляет всего лишь 17% и со временем уменьшается, вместо того, чтобы расти. При этом очевидно, что угнетение среднего класса отразится и на уровне потребления целого комплекса товаров и услуг. Кто сможет покупать, скажем, квартиры? Дальнейшая стагнация в сфере продажи недвижимости, и, как следствие, в строительной отрасли никоим образом не улучшит социально-экономическую ситуацию и, соответственно, не принесет власти такого желаемого роста рейтинга в канун выборов 2012 года.
Украина рискует испортить отношения с Европой из-за дипломатического скандала с Чехией
В середине мая этого года МИД Украины по просьбе СБУ вручил председателю Чешского дипломатического представительства в Украине ноту с объявлением персонами нон-грата военного атташе и атташе по вопросам обороны Чехии. Формальным основанием для такого шага назван сбор чешскими дипломатами закрытой военно-технической и военно-политической информации. В ответ Чехия выслала двух украинских дипломатов. «Шпионский скандал» получил широкое освещение в прессе, что нельзя назвать распространенной практикой для подобных случаев. Такой поворот событий породил разные версии относительно реальных причин скандала, и одной из наиболее часто озвучиваемых версий стало предположение о попытке нынешней власти Украины отомстить Чехии за предоставление политического убежища экс-министру экономики Богдану Данилишину. В частности, об этом заявил и руководитель внешнеполитического ведомства Чехии Карл Шварценберг.
Ряд экспертов считает более вероятной версию о том, что руками украинской власти наш северо-восточный сосед пытается испортить отношения между ЕС и Украиной, в частности, в контексте подготовки к подписанию соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли, а также относительно либерализации визового режима. Якобы таким образом Россия подталкивает Украину к вхождению в Таможенный союз. По мнению украинских дипломатов и экспертов, скандал с высылкой чешских дипломатов наносит международному имиджу Украины серьезный ущерб и может негативно отразиться на сотрудничестве с ЕС и странами Вишеградской группы.
Комментарий Фонда „Сначала Люди”:
Дипломатия в формате „зуб за зуб” очень напоминает советские времена, когда Москва показательно экстрадировала американских или британских дипломатов. В современном мире такие устаревшие приемы выглядят просто по-детски. А если принять во внимание, что со времен обретения Украиной независимости постоянное недофинансирование украинского ВПК довело его до откровенно жалкого состояния, то вообще вызывает большое сомнение, что он может представлять для потенциальных шпионов серьезный интерес.
Более вероятно, что речь действительно идет об очередной попытке недружественных пиарщиков с северо-востока сорвать подписание ряда важных соглашений между Украиной и ЕС. Но если наш могущественный сосед действительно хочет, чтобы его серьезно воспринимали в мире, то ему следовало бы уйти от привычных приемов ведения холодной войны, и вместо этого подумать, какие еще рычаги влияния на международное сообщество, кроме статуса поставщика энергоносителей, он может иметь?
„Фирменный стиль” украинского парламентаризма
Персональное неприсутствие на пленарных заседаниях Верховной Рады и голосование карточками коллег уже стали отличительными признаками нынешнего украинского парламентаризма. В апреле этого года на пленарных заседаниях Верховной Рады показатель присутствия депутатов в среднем составлял 90-100 человек из 450-ти. Впрочем, большинство карточек отсутствующих при этом исправно голосовали. Показательно, что практику голосования „за себя и за того парня” применяют представители практически всех без исключения парламентских фракций, включая не только Партию регионов, но и Блок Юлии Тимошенко, и „Нашу Украину – Народную Самооборону”. А это свидетельствует, что нынешний формат депутатской „работы”, несмотря на показательное возмущение, в действительности устраивает все парламентские политсилы.
Ожидать внезапного всплеска ответственности депутатов не приходится, и это подтверждает отказ депутатов от рассмотрения 12 мая этого года законопроекта о персональном голосовании депутатов. Стремясь оправдать уклонение от обязанности голосовать персонально, лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов выдвинул тезис, что принятие закона о введении модернизированной системы голосования с предусмотренным личным присутствием депутата приведет к остановке работы парламента. Поэтому система работы народных депутатов в Верховной Раде и дальше продолжает дискредитировать принцип представительской демократии, оставаясь уникальным „фирменным” украинским стилем парламентаризма.
Комментарий Фонда „Сначала Люди”:
В действительности решение этой дилеммы простое – нужно распустить Верховную Раду. Согласитесь, роспуск парламента стал бы вполне закономерным шагом ввиду того, что сегодня он не выполняет никаких функций, кроме легитимации решений Президента и партии власти. Между парламентом и народом Украины не существует связи, на заседания парламента ходит пятая часть его состава, а народные избранники думают не о нуждах народа, а о своих бизнес-империях, в то время как все государственные решения принимаются на Банковой и в Кабмине. Система голосования, которая является основой парламентаризма в любом демократическом государстве, в Украине превратилась в формальность. Исходя из этого, возникает логический вопрос: какой смысл в существовании Верховной Рады и какую пользу этот государственный орган приносит народу?
Может, действительно, стоит прекратить этот фарс, сэкономив миллионы гривен бюджетных средств, которые тратятся на содержание депутатов и обеспечение работы парламента, и просто позволим Президенту нераздельно руководить страной? Да, это фактически будет означать, что Украина больше не является демократическим государством, но, может, пора наконец посмотреть правде в глаза? К тому же, прекратится травля оппозиции – по той простой причине, что она перестанет существовать по определению.
А если говорить серьезно, то нужно признать, что в Украине давно назрела полная перезагрузка всей политической системы. Нужно лишить депутатов неприкосновенности, вследствие чего для них исчезнет потребность и возможность прятать интересы бизнеса за депутатский мандат. Нужно восстановить верховенство закона, создать по-настоящему прозрачные и подотчетные государственные управленческую и финансовую системы. Эти системы должны действовать, руководствуясь принципом сдерживания и противовесов, который упразднит злоупотребление властью и коррупцию. Что для этого нужно? Команду молодых политиков, способных смотреть в будущее вместо того, чтобы идеализировать прошлое, и – желание видеть Украину успешным, сильным государством. Если эти условия не выполнить, нам не останется ничего другого, кроме как наблюдать за фарсом, который перед нами разыгрывает власть.
Цитата недели:
Ответ на вопрос, как сделать страну сильнее, можно найти на любом фронте. Но мы должны преодолеть страх и разочарование, которые испытывают люди. Наша задача – двигаясь вперед в своем развитии, также давать людям надежду и веру в будущее.
Барак Обама
44-й (действующий) Президент США