Сегодня как никогда актуальны проблемы в Европейском союзе. Складывающаяся там финансово-экономическая ситуация не может не вызывать опасений. И опасения эти связаны не только с кризисными явлениями. Такое положение рано или поздно приведет к тому, что Европой руководить будут Франция и Германия. О каком суверенитете европейских стран тогда можно говорить? Уже сегодня парижские и берлинские лидеры фактически единолично принимают судьбоносные решения, не прислушиваясь к мнению своих зарубежных коллег. Политика того же официального Вильнюса, например, всецело зависит от «дяди Николя и тети Ангелы». Хотят ли жители литовских городов и весей, чтобы их будущее решалось в Париже или Берлине? Вероятно, нет. Экономика Литвы сегодня переживает не самое лучшее время. Для многих литовцев вступление в ЕС стало своего рода пропуском на Запад. Отток населения из страны как нельзя лучше демонстрирует доверие граждан своему государству, его экономической составляющей.
С другой стороны, без ослабления национальных правительств и централизации власти у Единой Европы нет шансов на существование. Слишком много противоречий внутри этой организации, которые усиливают вероятность дальнейшего дробления Старого света.
В Восточной Европе ситуация сегодня не многим лучше. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве инертны, а политические образования слишком рыхлые. Основной движущей силой здесь является Россия, которая, похоже, сама еще не определилась с тем, какой именно должна быть карта региона и как при этом сочетать собственные интересы с интересами восточноевропейских государств. Возьмем, например, Республику Беларусь. На данном этапе она не особенно заинтересована в интеграционных процессах с Россией на тех условиях, которые в 2002 году озвучил В.Путин. Ведь подобное сближение ведет не к образованию конфедерации, а к всецелому поглощению независимой страны. Тем более что руководство России видит Беларусь только в своем составе и никак не хочет рассматривать ее в качестве равноправного члена Союзного государства. Не смотря на то, что объединение с РФ несомненно снизит стоимость энергоресурсов для Беларуси, перспектива потери государственности, обретенной наконец только к концу ХХ столетия, в последнее время все чаще вызывает бурные протесты со стороны белорусов.
Еще один пример – Украина, которая сегодня выдерживает колоссальный натиск со стороны Кремля. Попытки втянуть официальный Киев в Таможенный союз пока что ни к чему не привели, однако это не говорит о том, что подобных попыток не будет впредь. С другой стороны у Украины резко обострились отношения с ЕС из-за судебного процесса и осуждения Ю.Тимошенко. С приходом к власти В.Януковича остались также не реализованными «оранжевые» планы по подготовке страны к евроатлантической интеграции.
Активность Москвы в интеграционных процессах на постсоветском пространстве не может не вызывать уважения, однако эти действия зачастую поспешны и не всегда последовательны. Примером тому является Союзное государство России и Беларуси. Фактически, бросив свое так и не выросшее детище, руководство российского государства направило все усилия на формирование Таможенного союза (ТС), а основной вектор региональной деятельности в настоящее время сместился к созданию Евразийского союза. Не вызывает сомнений, что ТС является как бы шагом на пути к созданию данного межгосударственного образования. Но ведь этот шаг еще далек до завершения.
Спешка в этом вопросе может привести в итоге к тем же последствиям, которые сегодня наблюдаются в ЕС, где финансово-экономический и политический дисбаланс обходится европейцам в триллионы евро.
Итак, три государства, три народа: Беларусь, Литва и Украина. Такие разные, но в то же время такие похожие судьбы. Все они – заложники ситуации, изменить которую им не под силу. Минск всецело находится под влиянием Москвы, что определяет его как внешне-, так и внутриполитическую деятельность. Киев, фактически, «мечется между двух огней», пытаясь пристать то к одной, то к другой гавани. Обезлюдевший Вильнюс, что ютится в «летнем европейском флигелечке», может оказаться без центрального отопления и запаса собственных дровишек.
Может быть такая ситуация определена исторически? Было ли так всегда? Может все-таки где-то на уровне генетической памяти и белорусы, и литовцы, и украинцы обречены на вечное подчинение интересам других и скитания в поисках истины?
Это далеко не так. Ведь в свое время эти три государства входили в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ), которое играло одну из первых ролей на политической карте средневековой Европы. ВКЛ простиралось «от моря до моря» и фактически замыкало на себе все торговые пути тех лет. Не был исключением и известнейший в свое времена путь «Из варяг в греки». Фактически выгодное географическое положение и определило формирование ВКЛ. Становым хребтом этого государства был, прежде всего, экономический фактор. Ведь грузопотоки тех лет, проходившие через это государство, приносили огромный доход. К экономической составляющей добавлялась военная, так как для удержания контроля над транспортными артериями нужна была боеспособная армия. Желающих «подмять» под себя эту «золотоносную жилу» в виде торговых путей было немало. Одни только крестоносцы чего стоили.
Зарождение литовского государства относится к ХIII веку. Его создание связано с именем князя Миндовга. По мнению ряда историков, появление подобного государства было предопределено веяниями тех лет. Именно в это время проходят крестовые походы, а также войны против русских княжеств и Польши.
Период расцвета ВКЛ приходится на XV–XVI века. Оно было одним из самых сильных государств Европы того периода. Одержав, совместно с Польшей победу над крестоносцами в битве под Грюнвальдом в 1410 году, Великая Литва еще больше укрепила свои позиции.
Любой, кто читал что-то еще кроме школьных учебников по истории, знает, что белорусский народ исторически близок современным литовцам и украинцам, а также то, что и Литва, и Беларусь, и Украина не всегда подчинялись судьбе и пытались сами влиять на ход своей истории, причем весьма удачно. У наших народов есть много общего в плане менталитета, культуры. Только эти связи за долгие годы жизни то в Российской империи, то в Советском союзе как-то истерлись и остались скорее на подсознательном уровне. А ведь само местоположение Литвы, Беларуси и Украины говорит о том, что более тесное сотрудничество им просто жизненно необходимо. Экономические выгоды от этого лежат на поверхности. Сегодня, как и много веков назад, транспортные потоки, среди которых появились и новые формы кооперации, такие как транзит энергоресурсов, приносят огромные доходы. Имея в своем распоряжении два крупных порта и массу сухопутных транспортных путей, бюджет такого экономического союза пополнялся бы постоянно на миллиарды долларов. К тому же товарооборот между всеми тремя государствами сегодня значителен. Литва и Беларусь обмениваются товарами на суммы, превышающие 1 миллиард долларов США, товарооборот между Беларусью и Украиной достигает 4 миллиардов, а украинско-литовские отношения приносят доход в 1 миллиард долларов США, с перспективой его удвоения в ближайшее будущее.
Несомненные выгоды от сотрудничества отчетливо видны и в иных сферах жизни. Белорусский, литовский и украинский народы исторически близки друг другу ментально и культурно. Этот факт очень важен. Современные проблемы в ЕС отчасти связаны не только с разными уровнями развития экономик отдельных государств, но и с различной ментальностью. Единая Европа слишком поспешила, приняв в свои ряды государства Восточной и Южной Европы.
Как видно, заинтересованность в более тесном сотрудничестве есть у всех сторон. Каждому из государств есть над чем задуматься сегодня и есть к чему стремиться завтра. Как уже было подчеркнуто выше, экономический потенциал от подобного сотрудничества может быть колоссальным. Более тесная интеграция позволит получить полноценное право голоса не только в рамках Европы, но и на мировой арене. А успехи Литвы, Беларуси и Украины (а они, несомненно, будут, что было доказано в свое время историей) привлекут внимание других государств, среди которых будет и Польша, жители которой также близки нам всем ментально.
Сегодня подобные идеи кажутся не совсем реальными. Но ведь Франция и Германия смогли в середине прошлого века, несмотря на столетия кровопролитных войн прийти, наконец, к пониманию того, что консолидация усилий позволит достичь небывалых результатов. В итоге именно эти два государства в настоящее время фактически правят европейским балом.
В настоящее время, когда Литва, Беларусь и Украина обрели свой суверенитет, возможно, настало то самое время, чтобы попытаться воссоздать ту политическую, экономическую и военную модель сотрудничества, которая успешно решала интересы трех народов на протяжении нескольких веков. Естественно эта модель должна претерпеть ряд реформ, для ее точнейшего соответствия современным вызовам и угрозам. Возможно, именно такая форма выведет Беларусь, Литву и Украину из аутсайдеров Европы в ее лидеры.
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!