Нынешний год выдался крайне тяжелым для Старого света. Финансово-экономические проблемы европейских стран чередуются с политическими разногласиями внутри Евросоюза. Во внешней политике этой международной организации также наблюдаются провалы. Стоит вспомнить прошедший в Нижнем Новгороде в июне текущего года российско-европейский саммит, на котором Европе не удалось отстоять свою позицию в отношении поставок энергоресурсов из России. Кроме того, не удается Брюсселю получить место представителя организации в ООН с правом голоса на заседаниях Генассамблеи. Но самым большим фиаско Европейского союза можно считать реализацию гражданской платформы «Восточное партнерство». Санкции в отношении Беларуси, а также давление на белорусское руководство свели практически на нет работу по привлечению стран Восточной Европы в сферу влияния Евросоюза. И немудрено, ведь именно Республика Беларусь, которая соседствует с рядом государств ЕС, является чуть ли не ключевой фигурой этой программы.
Основной тон развитию негативных тенденций во взаимоотношениях Единой Европы и Беларуси задали польские политики. Как ни странно, именно официальные лица нашей соседки больше всех ратовали за жесткие и непримиримые меры. Однако они же первыми и осознали, что дальнейшая изоляция белорусского государства не приведет ни к чему хорошему. Несмотря на противоречия между Варшавой и Минском, а их за последнее время накопилось немало (споры вокруг «Союза поляков на Беларуси», претензии белорусской стороны к Польше после введения ею «Карты поляка»), польские политики осознают, что альтернативы улучшению взаимоотношений с Беларусью нет.
Это подтверждает и тот факт, что глава польского МИДа Р.Сикорский ушел в последнее время от жесткой риторики в отношении Беларуси, сменив ее на примирительные нотки. Достаточно привести пример последнего саммита «Восточного партнерства», в результате которого дипломат признал, что в рамках подобных мероприятий белорусское государство должно быть представлено на самом высоком уровне.
Подобные высказывания со стороны официальных лиц страны, председательствующих в ЕС, только подтверждают заинтересованность Евросоюза к дальнейшему развитию отношений с Беларусью и нежелание европейцев изолировать государство, находящееся в самом центре Старого света.
Есть в этих примирительных шагах и еще один аспект. Политический истеблишмент Единой Европы сегодня прекрасно осознает, что отталкивание белорусского государства способствует его сближению с Россией. За развитием взаимоотношений России и Беларуси на Западе следят уже давно и, естественно, любые интеграционные устремления официального Минска в восточном направлении если не пугают, то сильно настораживают европейских политиков. Поэтому позиция ЕС в отношении белорусского государства в настоящее время крайне не однозначна.
С одной стороны, политики Единой Европы сегодня пытаются оказать всевозможное содействие так называемому «гражданскому обществу» Беларуси. Различные программы (а их уже не один десяток) призваны помочь белорусским оппонентам нынешней власти. С другой стороны, в Западной Европе осознают, что эти самые оппоненты не пользуются популярностью у белорусского населения и в силу этого не могут всерьез приниматься в расчет. Поэтому дверь для «официального» Минска никогда не закрывалась. Более того, политические деятели ЕС время от времени делают недвусмысленные намеки на то, что рады бы видеть белорусское государство в общей европейской семье, но для этого требуется лишь провести некоторые, условно-косметические изменения внутри страны.
Подобные намеки особенно отчетливо слышны именно в те периоды, когда официальная Москва планирует или подходит к реализации тех или иных интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
2010 год вообще стал в некотором роде уникальным. Пока взаимоотношения между членами Союзного государства медленно угасали, западные эмиссары откровенно зачастили в Беларусь. Визит за визитом они пытались склонить белорусское руководство к более тесному сотрудничеству и смене внешнеполитического вектора. Но, щедрые посулы от президента Литвы Д.Грибаускайте, а также министров иностранных дел Германии и Польши Г.Вестервелле и Р.Сикорского не затмили для Беларуси более ясные перспективы от сотрудничества с Россией (что мы смогли наблюдать после декабрьского «примирения» в Кремле). Это связано, прежде всего, и с энергетической сферой, и с торговым балансом. Отношения между Минском и Москвой находятся сегодня в практической сфере. Здесь больше дел, нежели обещаний и посулов. В свою очередь для привлечения Беларуси на свою сторону Польше, как председательствующей в ЕС, необходимо, прежде всего, перейти к решению конкретных вопросов с белорусским руководством, а не упражняться в риторике, которой в настоящее время и так достаточно.
Безучастное наблюдение за тем, как Беларусь попадает во всю большую зависимость от России, пагубно как для официального Минска, так и для Варшавы. Но если первый идет фактически по пути наименьшего сопротивления, то вторая, имея массу возможностей, просто их не реализует, что еще хуже.
Отдельно стоит отметить, что Польша имеет сегодня просто уникальный шанс решить вопросы «европеизации» Беларуси посредством активизации военного сотрудничества. Как бы странно это ни звучало (все-таки страны относятся к разным военно-политическим блокам), но именно в этой сфере взаимоотношения еще не успели испортиться. Наоборот, судя по развитию контактов (о чем постоянно говорит и белорусская, и польская стороны) сотрудничество Беларуси с Польшей в этом направлении может значительно расшириться.
Это подтверждают оптимистические заявления о возможном создании совместной системы безопасности воздушного пространства, сделанные в сентябре 2009 года, а также подписание в Польше в июне 2010 года главами польского и белорусского генеральных штабов официального протокола, касающегося оживления двухстороннего военного сотрудничества. Документом, среди прочего, предусматривается обмен опытом в области реформирования вооруженных сил, планирования и проведения военных учений.
Вместе с тем, конкретных результатов и особых сближений в оборонной сфере между Беларусью и Польшей до сих пор не наблюдается. Наверное, процесс активизации двухстороннего военного сотрудничества сдерживается трудностями политического диалога, как в Минске, так и в Варшаве, поэтому пока все остается на уровне одних лишь деклараций.
В данной ситуации весьма выигрышными могли бы быть очередные контакты по линии оборонных ведомств Беларуси и Польши, в первую очередь министров обороны или начальников генеральных штабов. Подобные встречи позволили бы не только начать реализацию ранее достигнутых договоренностей в военной сфере между странами, но и послужили бы сигналом для активизации сотрудничества в других областях. При этом переход к нормализации отношений мог бы стать незаметным для европейской общественности, что позволило бы сохранить «лицо» отдельным западным политикам.
Возможными точками соприкосновения могли бы стать совместное с белорусами участие в миротворческой деятельности, военно-техническое сотрудничество (модернизация вооружения и техники, оставшейся от СССР), проведение совместных учений (а почему бы и нет) по тематике антикризисного урегулирования, наконец, изучение польского языка.
Однако стоит еще раз повториться, что это всего лишь перспективы. Для их реализации пока не предпринимается никаких шагов. А действительность такова, что Беларусь сегодня находится под очень сильным давлением со стороны России. Оно ощущается во всех сферах, сильнее всего – в экономической. Под угрозой пересмотра газовых и нефтяных договоренностей официальный Минск вынужден был пойти на дальнейшую интеграцию с Россией даже там, где очевидной выгоды для страны нет. В частности, как заявляет белорусская статистика, Таможенный союз с Россией обошелся Минску в 3 миллиарда долларов США.
С другой стороны, проблем сегодня хватает и у Единой Европы. Финансово-экономические неурядицы перерастают в кризис отсутствия взаимопонимания и доверия внутри организации. Польша, хоть и председательствует в ЕС, но все-таки не сможет как-либо повлиять на ход событий. Однако она реально может проявить себя в другом направлении – попытаться вовлечь Беларусь в евроинтеграционные процессы. В этом случае «европеизация» восточных земель для официальной Варшавы видится как основная историческая миссия и должно быть «делом чести».
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!
БеларусьПольшаАркадий Корнацкийинтернет телевидениеВеликое княжество литовскоеОбщественно-консультативный совет