Интернет-магазин – одна из современных форм торговли. И несмотря на то что продажа товаров (услуг) через такие виртуальные магазины осуществляется уже не один год, отдельных правил организации и функционирования интернет-магазинов не существует. Поэтому в данной консультации рассмотрим правила организации и учет такой торговли в рамках современного законодательства. Общие вопросы организации интернет-магазина
Интернет-магазин работает с помощью веб-сайта с уникальным адресом в сети Интернет, на котором размещается информация о товарах (услугах) и о том, как их заказать. И хотя продажу через Интернет нельзя назвать абсолютно новым видом деятельности, однако до настоящего времени отдельные правила для такого вида торговли не утверждены. Поэтому разберемся по порядку, какими нормативными документами следует руководствоваться при организации работы интернет-магазина.
Торговля через интернет-магазин происходит вне торговых и офисных помещений, а выбор товара и его заказ не совпадают во времени с непосредственной передачей выбранного товара потребителю. Поэтому продажа товаров через Интернет заключает в себе одновременно признаки торговли на заказ и дистанционной торговли, а значит, регулируется Правилами, утвержденными приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 103 (далее – Правила № 103). С учетом того что торговля через Интернет – это, в первую очередь, продажа конечным потребителям, такой вид торговли относится к розничной (п. 4.4 ДСТУ 4303: 2004), а потому кроме вышеупомянутых правил необходимо руководствоваться:
• Правилами розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденными приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 104;
• Правилами розничной торговли продовольственными товарами, утвержденными приказом Минэкономики от 11.07.03 г. № 185;
• Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденным постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.
Субъект хозяйствования (далее – СХ) самостоятельно определяет ассортимент товаров, которые продаются через интернет-магазин, кроме товаров, продажа которых запрещена согласно законодательству (п. 1.3 Правил № 103). В частности, на сегодня запрещена продажа через Интернет лекарственных средств (п. 2.6 приказа Минздрава от 31.10.11 г. № 723). Кроме того, по почте запрещается пересылать огнестрельное оружие всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие и другие предметы, специально предназначенные для нападения и обороны (кастеты, стилеты, баллончики с жидкостью паралитического действия и т. п.), взрывчатые, легковоспламеняющиеся или другие опасные вещества и т. п. (п. 32, 37 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.09 г. № 270). Например, не разрешается пересылать по почте растворитель как легковоспламеняющееся вещество.
Руководитель СХ своим приказом утверждает перечень товаров, которые будут предлагаться для продажи через интернет-магазин, и цены на них. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона от 12.05.91 г. № 1023-ХІІ (далее – Закон № 1023) и п. 1.6 Правил № 103 и перед заключением договоров на расстоянии продавец обязан предоставить потребителю следующую информацию:
• наименование продавца (исполнителя), его местонахождение и порядок приема претензии;
• основные характеристики продукции;
• цена, включая плату за доставку, и условия оплаты;
• гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;
• другие условия поставки или выполнения договора;
• минимальная продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;
• стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;
• период приема предложений;
• порядок расторжения договора.
Факт предоставления информации должен быть подтвержден в письменном виде или с помощью электронного сообщения. Информация, подтвержденная таким образом, не может быть изменена продавцом в одностороннем порядке. Если услуга предоставляется средствами дистанционной связи и оплачивается через оператора телекоммуникационных услуг, то подтверждение информации не требуется.
В случае непредоставления такой информации субъект хозяйствования несет ответственность согласно ст. 15 и 23 Закона № 1023. В частности, в соответствии с пп. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 за отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции на СХ налагается штраф в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 5 НМДГ.
Однако на практике не все интернет-магазины дают такую информацию. И в первую очередь это касается информации о местонахождении. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV для юридического лица – это адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами или законом выступают от его имени, а для физического лица – это место его жительства (жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т. п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом – предпринимателем).
Что касается наличия склада, то здесь все зависит от вида товаров (услуг), предлагаемых интернет-магазином, и договоров, заключенных собственником магазина с поставщиками. Например, собственный (арендованный) склад для организации интернет-магазина не понадобится, если собственник такого магазина осуществляет продажу:
• электронных версий книг, программ и т. д., то есть товаров, не требующих складирования;
• по посредническим договорам (комиссии, поручения и т. д.) и при этом поставка товаров, заказанных через магазин, происходит непосредственно со складов поставщиков. Заметим, что осуществление комиссионной торговли единщиками (как комиссионерами по договорам комиссии) имеет для них негативные последствия в налогообложении: доходом будет вся полученная от покупателя сумма (см. «БАЛАНС», 2012, № 28, с. 25).
Требования потребителя к качеству, безопасности, гарантийному ремонту и обмену товаров удовлетворяются предприятием в соответствии с Законом № 1023. Порядок расторжения договоров, заключенных на расстоянии, изложен в ст. 13 Закона № 1023 и п. 1.8–1.11 Правил № 103. При этом имейте в виду, что в соответствии с п. 1.10 Правил № 103 продавец возмещает покупателю любые расходы, связанные с возвратом товара. Это необходимо учесть при составлении калькуляций в составе расходов на сбыт.
Что касается упрощенной системы налогообложения, то не могут осуществлять продажу через Интернет плательщики единого налога (далее – ЕН) первой группы, ведь они осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (п. 291.4 Налогового кодекса, далее – НК).
Плательщики ЕН второй группы могут продавать товары через интернет-магазин любым покупателям, но предоставлять услуги (например, по доставке товара) они могут только плательщикам ЕН и населению. Ну и понятно, что плательщики ЕН второй – четвертой групп могут осуществлять только те виды деятельности, которые не запрещены п. 291.5 НК (например, плательщикам ЕН запрещена продажа предметов искусства и антиквариата).
Создание сайта интернет-магазина
Веб-сайты (веб-страницы, веб-порталы) — это в целом совокупность аппаратных и программных средств вместе с информационными ресурсами, которые имеют уникальный адрес в сети Интернет и предназначены для предоставления информационных услуг юридическим и физическим лицам (письмо Госдепартамента интеллектуальной собственности МОН от 05.08.09 г. № 16-13/4470).
Поскольку веб-сайт состоит из рисунков, фото, видеороликов, музыкальных произведений, компьютерных программ, которые являются объектами права интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса (далее – ГК) и ст. 8 Закона от 23.12.93 г. № 3792-ХІІ, то сайт может быть признан объектом права интеллектуальной собственности (см. также «БАЛАНС», 2010, № 95, с. 28).
Авторское право на сайт возникает с момента его создания и не зависит от выполнения формальностей (ч. 1 ст. 437 ГК), например от наличия регистрации такого права. Порядок государственной регистрации авторских прав утвержден постановлением КМУ от 27.12.01 г. № 1756, но обязательность такой регистрации не предусмотрена. СХ может разработать сайт самостоятельно либо заказать его разработку другому СХ или физическому лицу, или может приобрести уже готовый сайт. Поэтому учет расходов на приобретение (создание) сайта у предприятия зависит от условий договора:
1. Предприятие приобретает исключительные имущественные права на сайт – в таком случае сайт соответствует определению нематериального актива, приведенному в пп. 14.1.120 НК, и относится к группе 5 с последующим начислением амортизации по правилам ст. 145 НК. В бухучете расходы на приобретение сайта отражаются по дебету счета 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», а после ввода в эксплуатацию, который оформляется актом типовой формы № НА-1, утвержденной приказом Минфина от 22.11.04 г. № 732, – по дебету субсчета 125 «Авторские и смежные с ними права».
2. Предприятие создает сайт собственными силами – в соответствии с п. 144.1 НК амортизации подлежат только расходы на приобретение нематериальных активов. Поэтому расходы на создание сайта без передачи имущественных прав в бухучете следует признать расходами будущих периодов с последующим списанием в дебет счета 93 «Расходы на сбыт» и одновременным отражением в составе расходов на сбыт в налоговом учете на основании абзаца «з» пп. 138.10.3 НК. Добавим, что законопроектом № 9661-д, принятым Верховной Радой 23.05.12 г., предусмотрены изменения в п. 144.1 НК, согласно которым расходы на самостоятельное создание нематериальных активов будут подлежать амортизации (напомним, что для этого работники предприятия – разработчики сайта должны передать предприятию исключительные имущественные права на объект интеллектуальной собственности, см. «БАЛАНС», 2010, № 95, с. 30).
3. Предприятие имеет право только использовать сайт (на основании договора о предоставлении услуг пользования сайтом) в течение определенного периода, указанного в договоре, для собственных целей. Плата владельцу сайта признается расходами периода (периодов), в котором (которых) происходит использование сайта, и относится в бухучете в дебет счета 93 «Расходы на сбыт», в налоговом – к расходам на сбыт на основании абзаца «з» пп. 138.10.3 НК. При этом не следует забывать, что когда плата за использование сайта соответствует определению понятия «роялти», приведенному в пп. 14.1.225 НК (между владельцем исключительных имущественных прав на сайт и пользователем заключен лицензионный договор), то такие суммы относятся к расходам с ограничениями, установленными пп. 140.1.2 НК (подробнее см. «БАЛАНС», 2011, № 19, с. 34).
В полной версии статьи раскрыты следующие вопросы: обслуживание сайта интернет-магазина, порядок и документальное оформление продажи товаров через Интернет, торговый патент и РРО, бухгалтерский и налоговый учет, а так же приведен пример учета в виде таблицы.
Материал взят из номера журнала «Баланс»№47. http://balance.ua/magazine/archive_detail.php?ID=50219
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!
интернет-магазинсайтВинницаконтрактТернопольэлектронные деньгиплата за землю