Что несет реформа системы образования в Украине? Новое качество или расширение поля для коррупции? Оптимизацию расходов государственного бюджета или потерю будущей элиты?
На рассмотрение Верховной Рады Украины поступил проект закона №7486-1, зарегистрированный министром образования и науки, молодежи и спорта Украины Д.Табачником. Этот законопроект предусматривает масштабную реформу украинской системы образования. По утверждению авторов проекта, в числе которых представители Партии регионов, Блока Литвина и коммунистов, цель реформы заключается в уменьшении количества вузов путем их укрупнения и повышении качества образования.
Эксперты предостерегают: законодательные изменения открывают путь к неконтролируемому увеличению стоимости образования и ограничению прав студентов и преподавателей. В случае принятия закона руководители высших учебных заведений смогут самостоятельно определять плату за учебу с учетом инфляции. При этом закон не устанавливает никаких рамок, фактически открывая возможность для неограниченного повышения стоимости обучения. В 2010 году министр образования и науки Д.Табачник предлагал установить минимальную плату за учебу в вузе на уровне 8-9 тыс. грн. (приблизительно 1 тыс. долл.), а для ряда престижных государственных университетов стоимость учебы могла превышать 20 тыс. грн. в год (2,5 тыс. дол.). Стоит заметить, что в Европе большинство авторитетных университетов предлагают студентам образование по цене вдвое, а то и втрое ниже, поддерживая при этом высокий уровень конкуренции, стимулирующей соблюдение высоких стандартов обучения. Эти стандарты украинским, мягко говоря, ничем не уступают. Так почему же украинцы должны платить за образование такую высокую цену при абсолютной несоразмерности уровня украинских и европейских зарплат, а теперь уже и качества образования?
Стратегия реформы Д.Табачника предусматривает уменьшение количества вузов, которых сегодня в Украине насчитывается около 900, путем их слияния. Также реформа предполагает снятие университетского статуса в случае, если количество студентов в вузе меньше 10 тыс. человек. Если применять такой количественный критерий для определения уровня аккредитации вуза, то формальная потеря университетского статуса угрожает даже таким авторитетным учреждениям, как Киево-Могилянская Академия. Нововведение может также серьезно ограничить университетскую автономию и студенческое самоуправление, открывая путь для коррупции и государственного вмешательства.
Кроме того, предлагаемое в законопроекте сокращение количества бюджетных мест является прямым нарушением права граждан Украины на бесплатное образование, предусмотренного ст.53 Конституции Украины, а также Законом Украины «О высшем образовании». В частности, законодательство говорит, что «граждане имеют право получать бесплатно высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе».
В этом году количество выпускников общеобразовательных школ уменьшится до 200 тыс. Именно этим Д.Табачник мотивирует намерение урезать количество бюджетных мест на 42%. Но временное уменьшение количества абитуриентов не может быть аргументом для сокращения бюджетного финансирования вузов, так как общее количество населения при этом не уменьшилось.
Следовательно, сокращение численности оплаченных бюджетом мест является не только прямым нарушением Конституции Украины, базового права граждан на бесплатное высшее образование, но и признаком курса на коммерциализацию образования, взятого Д.Табачником, его министерством и властью в целом. По состоянию на сегодня премьер-министр Н.Азаров поручил министру образования доработать проект закона «О высшем образовании» и объединить его с альтернативным законопроектом, зарегистрированным в парламенте.
Реформы министра Д.Табачника спровоцировали решительный отпор – как со стороны научного сообщества, так и со стороны студентов. В конце января этого года у стен парламента состоялась первая студенческая акция протеста, собравшая около 300 участников. Параллельно такие же акции прошли во многих крупных городах Украины. Студенты требовали отозвать законодательные образовательные инициативы Д.Табачника и пообещали масштабные протесты в случае невыполнения их требований и дальнейшего продвижения законопроекта.
Сопротивление политике нынешнего министра образования нарастает. И естественно, что значительная часть общественного возмущения адресуется не только Д.Табачнику, но и власти в целом. Побаиваясь того, что действия министра образования могут серьезно повредить репутации Президента Януковича, члены его команды начинают публично критиковать действия министра Табачника. В частности, заместитель главы Администрации Президента Г.Герман заявила, что Янукович никогда не поддержит концепцию образовательных реформ в такой редакции. По ее словам, Президент сделает все, чтобы украинские вузы получили широкое самоуправление.
Похоже, что Президент Янукович становится заложником политики министра Д.Табачника. В случае воплощения его деструктивных намерений реформирования сферы образования, и Президент и Партия регионов в полной мере ощутят возмущение студентов, которые очень скоро могут стать главной движущей силой новой волны антиправительственных протестов.
Комментарий Фонда «Сначала Люди»:
Еще совсем недавно украинцы справедливо считались одной из самых образованных наций мира. Система образования бывшего Советского Союза занимала в мировом рейтинге второе место – сразу за Великобританией и намного опережая США. После провозглашения независимости эта система по инерции держалась на плаву – в основном, благодаря квалифицированности и самоотверженности учителей и преподавателей.
Десятилетия недофинансирования украинских школ дали о себе знать, и сегодня условия учебы в наших школах во многих случаях ничем не отличаются от стран третьего мира. Не хватает не только учебных материалов – многие школы годами не ремонтируются. В результате дети вынуждены учиться в совершенно неприспособленных помещениях. Иногда школы приходится закрывать, так как находиться в них становится просто опасно.
Когда-то авторитет школьного учителя и преподавателя вуза был безусловным. Сегодня они очутились в числе самых бедных слоев населения, так как бюджетной зарплаты едва хватает на элементарное выживание. Стоит ли в таких условиях удивляться расцвету коррупции в системе образования?
В Украине существует высокоразвитая инфраструктура информационных сетей, обладающих достаточно высокой пропускной способностью. Но эти ресурсы никогда не использовались для нужд образовательной системы, хотя соответствующие предложения поступали в излишке.
Кроме этого, сегодня Украина является одним из центров производства дешевых компьютеров. Впрочем, в интересах сферы образования эти возможности также никто не использует. Совсем недавно Администрация Президента потратила 24 млн. долл. на президентский вертолет и посадочную площадку для него. Этих денег хватило бы на 30 000 школьных компьютеров. Дело в приоритетах.
Следовательно, власти пора определиться с приоритетами, а оппозиции –вспомнить о своих первоочередных функциях контроля действий власти. Нужно, наконец, четко отмежевать приоритеты народа от приоритетов партийных и бюрократических верхушек.
В любой стране образование является национальным приоритетом. При этом «реформа», предлагаемая нынешним министром образования и науки Д.Табачником, по меньшей мере, лишена элементарной логики, а по большому счету, она противозаконна, так как идет вразрез с Конституцией.
Исследование, проведенное Фондом "Сначала Люди", продемонстрировало, что для большинства украинских семей вопрос достойного образования для детей значит больше, чем вопрос трудоустройства и уровня зарплаты родителей. Поэтому посягательство на право получения образования воспринимается украинцами как посягательство на их фундаментальные и неотъемлемые права. Предлагаемая министром схема может превратить университеты в еще одну дойную корову для наполнения бюджета. Но кому служит бюджет, народу или бюрократам? Почему бюджет государства больше похож на кошелек партии власти? Почему оппозиция кричит об интересах людей только перед выборами и едва подает голос, когда разворовывается бюджет страны?
Если предлагаемый законопроект будет принят, люди потеряют остатки доверия к государству. Уже сегодня украинцы поднимаются на защиту школ. В Донецке родители объединились, чтобы не допустить закрытия украинской школы. Студенчество протестует против законодательных изменений. В этом контексте не лишне напомнить о недавних протестах в Великобритании и Франции. Они убедительно свидетельствуют, что студенты способны добиваться своих целей. Поэтому если Президент хочет избежать похожих проблем, ему стоит проявить мудрость, пересмотрев образовательную реформу, а заодно и вопрос соответствия некоторых министров своим должностям.
Цитата недели:
Если вы произнесете достаточно большую ложь и станете ее повторять, рано или поздно люди в нее поверят. Затем можно продолжать лгать, пока государству удается скрывать от людей политические, экономические и военные последствия этой лжи. Таким образом, первоочередной задачей государства становится подавление инакомыслия, поскольку правда является кровным врагом лжи. Соответственно, правда – это величайший враг государства.
Пауль Йозеф Геббельс
Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды нацистской Германии (1933—1945)
Рейхсканцлер Третьего рейха