Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? Какие документы необходимо подготовить и куда с ними идти? Как встать на учёт в Фондах? Ответы на эти вопросы Вы найдёте в предлагаемой статье.
Если Вы сейчас читаете эту статью, значит Вы на пути к тому, чтобы начать собственный бизнес. Индивидуальный предприниматель – наиболее простая форма организации бизнеса. Регистрация ИП носит упрощённый порядок и занимает не более 7-10 дней.
Итак, с чего начать, если Вы решили зарегистрировать ИП самостоятельно, не прибегая к услугам юридических компаний.
Прежде всего, необходимо определиться с системой налогообложения и подобрать виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности http://centr-magistr.com/okved.php .
У Российских предпринимателей есть возможность выбрать одну из двух систем налогообложения, общая и упрощённая. Общая система налогообложения (ОСНО) – вид налогообложения, при котором бухгалтерский учёт ведётся в полном объёме, и уплачиваются все страховые налоги и сборы. Упрощённая система налогообложения (УСН) позволяет вести бухгалтерский учёт не в полном объёме, то есть организация освобождается от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество и страховых взносов на обязательное социальное страхование и на медицинское страхование. УСН предполагает два объекта налогообложения: доходы (налоговая ставка 6%) и доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%). В Москве будущие предприниматели могут подать заявление о переходе на УСН в момент представления документов для государственной регистрации в качестве ИП в 46 ИФНС (заявление о переходе на УСН представляется в 2-х экземплярах, один из которых возвращается заявителю с отметкой ИФНС, второй направляется в налоговую по месту регистрации предпринимателя). В соответствии со ст. 346.13. НК РФ «вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе» (в этом случае заявление представляется в ИФНС по месту регистрации ИП).
Каждому виду деятельности в Общероссийском классификаторе присвоен свой код. При регистрации ИП среди прочих необходимо определить главный вид деятельности ИП и дополнительные. Желательно подбирать максимальное количество видов экономической деятельности, которые могут потребоваться для дальнейшей работы. Также следует обратить внимание на то, что для осуществления отдельных видов деятельности может потребоваться специальное разрешение (лицензия, допуск и т.д.).
Следующий этап – подготовка документов. Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган по месту жительства необходимо представить следующие документы:
- Заявление по форме Р 21001;
- Квитанцию об оплате государственной пошлины;
- Копию паспорта заявителя;
- Заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения по форме № 26.2-1 (при желании).
Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заполняется следующим образом:
Лист 1. На первом листе заявления указываются наименование и код регистрирующего органа (в Москве регистрирующим органом является МИФНС № 46). Здесь же указываются данные индивидуального предпринимателя (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства и тд). В пункте 8 «количество видов экономической деятельности» цифрами указываем общее число видов деятельности.
Лист 2. На втором листе заявления указываются данные документа удостоверяющего личность. Для граждан Российской федерации таким документом является паспорт гражданина РФ, по этому, они заполняют пункты 9.1.; 9.2.; 9.3.; 9.4.; 9.5.; 9.6. заявления.
Лист 3. На третьей странице указываем идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) и ставим подпись в графе «заявитель». Следует помнить, что подписывать заявление необходимо только в том случае, если документы для регистрации ИП в регистрирующий орган будет подавать непосредственно заявитель. В случае если Вы собираетесь отправить документы почтой или через доверенное лицо подлинность подписи заявителя и копия паспорта должны быть засвидетельствованы нотариусом (средняя стоимость услуг нотариуса по заверению формы Р 21001 на сегодняшний день составляет 1200 рублей).
Завершает нашу форму лист приложения «А». На этом листе отражаются сведения о выбранных Вами видах экономической деятельности. Первым указываем основной вид деятельности, а дополнительные вписываем ниже в любом порядке. На одном листе приложения «А» можно разместить только десять видов экономической деятельности, по этому, количество листов «А» в Вашем заявлении будет зависеть от общего числа выбранных видов деятельности.
Все листы заявления необходимо сшить вместе. На прошивке указать общее количество сшитых листов и поставить подпись заявителя.
Итак, документы готовы, оплачена государственная пошлина в размере 800 рублей, можно отправляться в ИФНС. Как говорилось выше, документы в регистрирующий орган можно отправить по почте (ценным письмом с описью вложения), передать через доверенное лицо (по доверенности оформленной в простой письменной форме) или привезти лично. Если документы подаются непосредственно заявителем, ему выдается расписка в получении документов, содержащая перечень представленных на государственную регистрацию документов, дату их представления и получения. По этой расписке через пять рабочих дней предприниматель получит следующие документы:
- свидетельство государственной регистрации физического лица в качестве ИП (ОГРНИП);
- свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ (ИНН физ. лица) если это свидетельство не было получено ранее;
- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
В случае, если документы будут направлены почтой или через доверенное лицо, свидетельства и выписку ИФНС отправит по почте на домашний адрес заявителя.
Итак, Вы зарегистрировались. Теперь необходимо получить письмо Росстата (коды статистики) (http://centr-magistr.com/) . Для получения этого письма в отделении Росстата предъявляете документы, полученные в налоговой, и паспорт. Информационное письмо Росстата можно получить и через доверенное лицо по доверенности, подготовленной в простой письменной форме. По желанию ИП может изготовить печать и открыть расчётный счёт.
Теперь поговорим о постановке на учёт в фондах. Система «одного окна» действующая сегодня, позволяет ИФНС оперативно направлять информацию о зарегистрированных фирмах и предпринимателях в ПФР и ФСС, а те в свою очередь присваивают регистрационный номер и в течении пяти дней отправляют извещение о регистрации в качестве страхователя индивидуальному предпринимателю на домашний адрес. Конечно, извещения частенько не доходят до своего адресата. Если Вы не получили своё извещение в течении 1-1, 5 месяцев, имеет смысл отправиться за ним самостоятельно, подготовив следующий комплект документов:
- копия выписки из ЕГРИП;
- копия свидетельства ИНН:
- копия выписки из ЕГРИП;
- копия кодов статистики;
- паспорт.
ЮЦ "Магистр".
г. Москва.