Вышел из печати новый номер газеты "Хадашот" - печатного органа Ассоциации еврейских организаций и общин Украины.
Газета публикует материалы о жизни еврейских организаций Украины, об алие и абсорбции в Израиле, рассказывает на русском и украинском языках о проблемах евреев в Израиле, США, Германии и в других странах диаспоры. В газете печатаются статьи об еврейских традициях, истории.
В номере:
Бабий Яр является не только частью нашего прошлого — интервью с ответственным секретарем комитета «Бабий Яр» Виталием Нахмановичем:
— В последнее время широко проводится мысль, что немцы делали с евреями только то, что позволяли местные жители. Дескать, в Западной Европе население не давало убивать евреев, поэтому их вывозили в лагеря смерти, а здесь — в Украине, Литве— местные жители радостно бросились уничтожать евреев, а немцы им только слегка помогали. Это, конечно, полный бред.
Информация к размышлению — площадка, предложенная для сооружения мемориального центра в Бабьем Яру, находится на еврейском кладбище, — утверждают эксперты Комитета по сохранению еврейских кладбищ в Европе;
Бабий Яр не должен раскалывать общину, — считает Главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх:
— Бабий Яр — это место, которое должно объединить человечество, а евреев — тем более, и в любом случае тема мемориала не должна раскалывать еврейскую общину. Пусть каждый остается при своем мнении, но мешать друг другу не надо.
О «случаях самовольных сборищ», или почему мы не забыли Бабий Яр
— 29 сентября с.г. в Бабьем Яру, на месте расстрела фашистскими оккупантами советских людей, состоялось неорганизованное сборище по поводу 25-летия этого события. В этот день сюда самовольно собрались жители Киева, преимущественно еврейской национальности.
Из протокола заседания Бюро киевского горкома КПУ, 19 октября 1966 года
Цепь памяти длиной в 70 лет — Вадим Фельдман о личном измерении главной киевской трагедии Второй мировой:
— Очевидцы рассказали, что старики не пошли в Бабий Яр — деду было тяжело передвигаться. Но на следующий день оккупанты «зачищали» дворы, и стекольщик Петро сказал, что в подвале на Владимирской, 30 живут жиды. Хаим-Бер и Сурка разделили судьбу почти всех оставшихся в Киеве евреев, расстрелянных в Яру…
Память о Шоа в Украине: вызовы современности— размышления директора Украинского центра изучения истории Холокоста Анатолия Подольского:
— Украина, к сожалению, остается посттоталитарным пространством, и история Бабьего Яра до сих пор не включена в коллективную память украинцев как элемент собственной национальной истории. Поэтому нет мемориала в Бабьем Яру, а есть только декларации, да создание рабочих групп на высоком уровне, призванных подготовить череду мероприятий к очередной годовщине трагедии.
Давайте выглядеть достойно — интервью с Заслуженным журналистом Украины Михаилом Френкелем:
— Весьма опасна, на мой взгляд, тенденция, присущая части нашей еврейской интеллигенции. Я имею в виду стремление продемонстрировать неким украинским интеллектуалам, что кроме нехороших русскоязычных «жидов» есть милые украинофильствующие еврейчики, разделяющие национальные чаяния титульного большинства.
Бандера. Равнодушных нет — Михаил Гольд о контроверсальной персоне лидера ОУН:
— Как метко заметил один из составителей сборника «Страсти по Бандере», историк Ярослав Грицак, Бандера сегодня — «мистер 10 000 вольт»: кто его коснется, получит мощный удар критики, причем со всех сторон. В этом смысле «Страсти...» — настоящий электрошокер, разящий наповал апологетикой украинского радикального национализма из уст поэта-еврея Моисея Фишбейна или сбивающий с ног холодной аргументацией канадского украинца, профессора Ивана-Павла Химки, утверждающего, что ОУН — типично фашистское движение.
Стратегическое наследство или почему до сих пор жив Закон о возвращении — последняя священная корова израильского общества:
— Зачем люди, де-факто не имеющие ничего общего с еврейским народом, едут в Израиль, и почему Израиль заинтересован в том, чтобы они стали его гражданами?
Мы не вашего стада овцы — сага о субботниках Воронежской области:
— Обычная деревня, улица Ленина, Комсомольская, Гагарина, ряды одноэтажных деревянных домов, в пристройках — коровы, куры, утки. Живут здесь этнические русские, называющие себя евреями, потому что 250 с лишним лет назад, в середине XVIII, века их предки решили соблюдать субботу, не есть свинину и следовать другим законам Ветхого Завета.
В поисках справедливости — немного об истории аргентинских евреев:
— Евреев в Буэнос-Айресе 180 тыс. Для трехмиллионного города это немало. Каждый третий таксист, узнав, что я из Израиля, с удовольствием произносил что-нибудь стандартное типа «ани ло мэдабэр иврит!» Другие гордо сообщали, что у них еврейка бабушка. В общем, я попал в город филосемитов.
Италия равнодушна к Холокосту — даже итальянские евреи — выходцы из стран Ближнего Востока не считают эту трагедию «своей»:
— Еще в 1970-е годы многие итальянцы полагали, что вся вина за Холокост на территории их страны лежит на немецких оккупантах. Но выяснилось, что более половины евреев были арестованы в Северной Италии не нацистами, а местной полицией, а принятые правительством Муссолини расовые законы оказались даже более жесткими, чем Нюрнбергские законы гитлеровской Германии.
Четыре еврея претендуют на одно место на предстоящих выборах в парламент Франции:
— На предстоящих выборах в парламент Франции впервые будут голосовать жители 11 новых избирательных округов, объединяющих французов, живущих за границей. За место в парламенте от 8-го округа намерены бороться четыре кандидата-еврея: Валери Оффенберг, Филипп Карсанти, Жиль Тайеб и Меир Хавив.
Куда исчезла народная армия?
— Обязательная служба? В 2020 году шесть из десяти 18-летних израильтян не будут проходить ни срочной, ни альтернативной службы. Народная армия? Уже сейчас более половины израильтян моложе 40 лет не служат в резерве. Призыв девушек? Растет число уклонисток, симулирующих религиозный образ жизни.
«Лоббировали», «лоббировали», да не... — почему в Украине невозможен еврейский заговор:
— Вроде и община у нас произраильская, во всяком случае, ничего похожего на деятельность еврейских организаций типа JStreet и JCall, критикующих политику Израиля, в Украине не замечено. Но когда дело касается КОНКРЕТНОЙ кропотливой работы с украинской политической элитой, главным качеством наших общинных вождей становится беспримерная скромность.
Заявление Ваада Украины
— Ваад України, що репрезентує інтереси майже трьохсот єврейських організацій та общин нашої держави, висловлює глибоке занепокоєння з приводу майбутнього розгляду 66-ю сесією Генеральної Асамблеї ООН питання про одностороннє проголошення Палестинської держави.
Лидеры украинского еврейства провели переговоры в МИДе:
— Председатель Генерального совета Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) и глава Ваада Украины Иосиф Зисельс в составе группы лидеров еврейской общины Украины встретился с первым заместителем министра иностранных дел Украины Павлом Клямкиным.
Между сомнением и надеждой – кто он, глава юденрата Лодзинского гетто — спаситель или предатель, герой или козел отпущения?
— Для Хаима Румковского отчаянное восстание в гетто Варшавы не подвиг, а преступление. Освобождение для Румковского — в максимальном упорядочивании, в его гетто все будут работать, шить форму для немецкой армии, строить дома взамен тех, что разбомбили русские и англичане, и тогда фашисты сохранят жизнь таким полезным для них евреям.
Новый Расёмон — фильм «Расплата» наверняка будет воспринят как еще один акт демифологизации истории:
— В сюжете есть все: красивые и мужественные агенты, коварный, обаятельный злодей, боевое искусство в применении — наша «Крав-Мага», с сексом определенно недобор, с психологией перебор, экшна маловато, украинские степи напоминают галилейский пейзаж, певучая мова подменена грубым наречием москалей, но в целом все в пределах кинематографического благоразумия.
Электронная версия газеты: www.hadashot.kiev.ua
Онлайн-распространение: медиа-центр JewishNet
JewishNet - Еврейская социальная платформа