Маленькие размеры заработной платы учителя лишают нас огромного количества талантливых педагогических кадров, так как эти люди просто не могут содержать свои семьи на школьную зарплату. Те же, кто остался работать в школе либо равнодушны к своей работе, так как материально они не очень-то в ней заинтересованы, либо, оставаясь настоящими профессионалами своего дела, просто не могут работать в полную силу, так как материальная база школы уже устарела, все старое оборудование рассыпается, а на получение нового просто невозможно рассчитывать... Есть, счастливые исключения, но в нашей стране мне их встречать не доводилось.
Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Первый – расширить бюджетное финансирование учебных заведений и увеличить до приемлемого уровня зарплату учителей. Давайте не будем рассматривать вероятность этого долгожданного события... Увы, размышления на эту тему могут только ухудшить настроение. Второй вариант возможного решения – перевести государственные школы на самоокупаемость с дополнительной государственной финансовой поддержкой и дать школам возможность добавлять к стандартной государственной программе обучения свою собственную, разработанную именно в этой школе. Это подняло бы престиж школы и учителя. Конкуренция между школами отсеяла бы все лишнее и неприемлемое для учеников и родителей. Это было бы реальным выходом, и именно такая система имеет место в большинстве развитых стран наряду с существованием частных школ. Но мы-то живем в стране, где уровень доходов огромного большинства семей просто не сможет обеспечить их возможностью платить за школу даже символические суммы! Поэтому, серьезные изменения в государственном секторе образования хоть и возможны, но обусловлены необходимостью роста, как общего благосостояния страны, так и роста благосостояния большинства ее граждан. Проще говоря, пока денег нет – порядка не будет. Потому что, в конечном счете, кто платит, тот и заказывает музыку. А пока – "маємо, що маємо". Дай Бог этого не лишиться.
Третий вариант решения этой проблемы подходит только для семей, которые способны взять на себя некоторые финансовые обязательства. Вот тут-то речь и пойдет у нас о частной школе. При этом, кому-то платить легко, а кому-то, к сожалению, приходится и отказывать себе в чем-то ради образования детей. Но, если люди считают, что оно того стоит – так почему бы и нет?
Финансовые расходы всегда нежелательны, но давайте скажем правду – большинство из нас в той или иной степени итак сталкивается с постоянными обоснованными или не очень поборами в обычной государственной школе. От некоторых из нас постоянно требуют поддержки в других самых разнообразных формах – от материалов для ремонта школы до использования наших личных связей и протекции непосредственно в интересах директора школы или классного руководителя. Не лучше ли платить фиксированную в договоре сумму за услуги школы и не ждать, что на следующем родительском собрании тебя ждет очередной сюрприз в виде нескольких сотен гривен на ремонт с каждого или еще что-то в этом роде?
Не лучше ли тратить фиксированную сумму в месяц и знать, что в течение срока договора она не вырастет неожиданно? Не предпочтительнее ли не тратить деньги на дополнительных преподавателей, когда в частной школе дополнительные занятия с преподавателями входят в общую сумму, которую Вы платите? Так или иначе, далеко не все дети готовы сами сдать "на отлично" вступительные экзамены в ВУЗ.
Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок учился в маленьком классе, где учитель может гораздо больше времени уделить непосредственно Вашему сыну или дочери? Понимаете ли Вы, что дисциплину в таком классе поддерживать легче? Соответственно, шансы на поддержание морального комфорта и атмосферы личностного роста в таком классе тоже сильно возрастают. Почему? Да потомучто учителю здесь легче работать, легче найти контакт с детьми, легче проявить свои профессиональные качества. Учитель не раздражен маленькой зарплатой, он не переносит свои личные проблемы на нервную систему детей в виде криков, унижений, придирок, "навешивания ярлыков" и нервных срывов. У учителя здесь есть все возможности для самовыражения, так как кроме обычной школьной программы он может давать дополнительные профильные знания по своему предмету. Кроме того, он имеет возможность работать с детьми, заинтересованными в учебе, а не приходящими в школу против своей воли. Да, это так. Материально заинтересован тут не только учитель. Материально заинтересован еще и ребенок. Ведь ученик средней и старшей школы вполне в состоянии понять, что родители платят за его учебу деньги, а деньги, как известно не растут на деревьях.
Есть, конечно, вероятность проявлений некой нездоровой "элитарности", обстановки показухи и высокомерия, излишней избалованности детей, но в нашей школе такого нет, потому что моральная обстановка в школе напрямую зависит от ее директора и в неменьшей степени от учителей, а именно от того, насколько им присущи интеллигентность, чувство меры и хороший вкус.
Мне нравится, что у детей в нашей школе http://n-z-d.com/ есть мотивация к выбору профессии, потому что обучение старшеклассников проходит в соответствии с определенным профилем. Мне нравится, что работники школы заинтересованы в общении с родителями. Мне нравится, что здесь нет места для ярлыков и штампов, что подходят к работе творчески.
Конечно же, частные школы тоже бывают разными. Но давайте будем помнить, что частная школа, как явление безусловно современное, как продукт своего времени, будет развивать в ребенке именно те качества, которые необходимы ему в современной жизни. Будем надеятся на то, что именно частная школа достойно продолжит лучшие педагогические традиции прошлого и заложит основы новых направлений в педагогике. Особенно сейчас, когда государственная школа переживает временную стагнацию, находясь в условиях недостаточного финансирования. Ведь у нас нет времени ждать, пока государство решит проблемы, возникшие в среднем образовании, потому что наши дети растут и нуждаются в образовании и развитии сейчас, а не тогда, когда кому-то будет удобно выделить на это финансовые средства!
Источник. (http://n-z-d.com/aboutliceum/123-privateschool.html)