События на рынке зачастую развиваются непредсказуемо. Но любая компания, составляя план действий на ближайший месяц, квартал или следующий год, всегда старается просчитать результаты своих усилий, чтобы понять, на что она может и должна рассчитывать в будущем.
Процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде так называемой «петли управления» ПРОГНОЗ ПРОДАЖ, ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ, УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, КОРЕКЦИЯ ПРОГНОЗОВ И ПЛАНОВ, и снова ПРОГНОЗ.
Прогноз продаж http://prognoz.at.ua/ — это технология, вне которой не может находиться ни одно предприятие. Существует множество методов прогнозирования продаж, базирующихся на опросах потребителей, экспертных оценках, экстраполяции статистических показателей и так далее.
Цель точного прогнозирования в том, чтобы избежать лишних расходов и увеличить продажи. Из-за того что продукция имеет свой производственный цикл, срок хранения и годности, ее необходимо произвести и реализовать за определенный период времени. Если компания производит больше продукции, чем продает - то это замороженные средства, если меньше - то это недополученная прибыль, то и другое – убытки! За счет ежемесячного прогноза продаж по позициям в ассортименте, удается в среднем повысить рентабельность предприятия ДОПОЛНИТЕТЬНО на 8% - 12% и увеличить общий объем продаж на 5% - 10 %. И это не предел, чем выше точность прогноза, тем больше экономический эффект.
Наиболее оптимальным из методов — трендовая экстраполяция. Суть его заключается в использовании статистических данных предыдущих периодов и применение трендовых моделей, которые в свою очередь характеризуют положение товара в экономической среде. Благодаря данному методу можно добиться высокой точности прогноза продаж, около 97 процентов (http://prognoz.at.ua/board) . Важно знать, что Тренд выбирается по величине достоверности аппроксимации R2. Чем ближе эта величина к 1 — тем лучше функция приближает тренд. Это верно не всегда, но в Excel нет других критериев оценки качества аппроксимации.
Коэффициент сезонности рассчитываются как доля объема продаж каждого месяца в суммарных продажах за год, либо как отношение объема продаж за определенный месяц к среднемесячным продажам за год. Можно также использовать месячный индекс сезонности, рассчитываемый как отношение продаж текущего месяца к продажам предыдущего.
Данный метод предназначен:
1. Повысить рентабельность.
2. Оптимизировать товарные запасы в объеме, достаточном для эффективной реализации готовой продукции.
3. Предотвратить чрезмерные товарные запасы и риск «замораживания» оборотных средств.
4. Предотвратить недополучения прибыли из-за отсутствия продукции в товарном ассортименте.
5. Предотвратить списания товаров в связи с окончанием срока годности.
6. Планировать потребность в сырье и материалов для изготовления готовой продукции, и т.п. вплоть до составления бюджетов.
Следует отметить, что лучшего метода прогнозирования не существует, кроме того, это не единственные методы прогнозирования продаж которые используют специалисты, есть еще, например метод расстановки, метод Делфи, метод оценки намерений (кстати, он необходим при выводе нового продукта на рынок), метод аналогии, прогнозирование на основе закономерностей. Предприятия должно использовать как можно больше методик прогнозирования, причем независимо друг, от друга, сопоставляя результаты. Тогда можно добиться объективности, а вследствие этого, и точности прогнозирования в долгосрочный период.
Если речь идет об эффективном управлении затратами, производственными мощностями, складскими остатками, то метод экстраполяции будет наиболее оптимален для прогнозирования продаж на месяц или квартал.