Год подходит к концу, и каждый руководитель в который раз садится за разработку далеко идущих планов. Как обойти конкурентов? Как правильно расставить приоритеты? Как грамотно озадачить персонал и четко озвучить цели? Разобраться поможет лектор Школы ТОП-менеджеров, исполнительный директор киевского филиала «Высоцкий консалтинг», Алёна Шипош.
Почему цели так часто остаются мечтами?
Когда компания небольшая, владелец придумывает идею, сообщает о ней команде, и они вместе начинают трудиться над ее воплощением в жизнь. Но проходит какое-то время, компания расширяется, и вот руководитель общается только с одним-двумя замами, вдохновляет их своими задумками, ставит задачи и, конечно же, надеется на их реализацию. Как обычно звучат эти цели?
«Нам надо: заработать еще 10 млн долл.; открыть 15 филиалов; запустить в работу новых цех...» Но что происходит? Цель, казалось бы, поставлена, планы донесены, но, увы, в указанное время не достигнуты. Я не говорю сейчас о тех высокоорганизованных компаниях, в которых прописан каждый «чих» и невыполнение задач моментально выливается в «спасибо за работу, до свиданья, на ваше место уже есть несколько претендентов». Я имею в виду наши обычные малые и средние предприятия, где нереализованные планы — обычное дело, где директору перечат на собраниях, даже если он решил ввести новые правила трудового распорядка.
Сотрудники должны гордиться
Мне импонируют слова Рона Хаббарда, который говорил, что «цель компании — это мечта, которая рождается в голове какого-то одного человека, потом ее начинают поддерживать несколько человек, и, в конце концов, ее, как знамя, “несут” многие».
Что уникального в этой фразе, и почему она работает? Когда вы как руководитель ставите цель «заработать еще один миллион», это не сильно вдохновляет. Ни ваших топ-менеджеров, ни сотрудников. Да, цели могут звучать более «социально», но вывод сотрудники делают один: это все для того, чтобы ему больше заработать. И не спешат суетиться. Как же вдохновить коллектив на реализацию, как зажечь, чтобы он готов был идти до конца к заветной цели, несмотря на барьеры и трудности? Зарядят людей энергией только те ваши дерзкие мечты, которые в итоге принесут не только сверхприбыль компании, но и дадут повод для гордости сотрудникам, а возможно, даже улучшат жизнь в вашем городе, регионе или стране.
«Что и как» — это стратегия
Итак, вы выбрали конкретную цель, которая вдохновляет вас и ваших сотрудников. Отлично! Но что делать дальше? Давайте определимся с понятиями.
Стратегический план — это документ по организационной политике, описывающий ее планы, направленные на достижение целей. Стратегический план обычно охватывает период более года, содержит подробную информацию о том, что должно быть достигнуто компанией, и обязательно описание способов реализации этих целей. Стратегический план — это не «увеличить в два раза», это «увеличить в два раза, а для этого взять то-то и то-то, сделать с ним вот это…»
Функции владельца в стратегическом планировании и управлении заключаются в следующем:
1) принятие собственником или советом собственников решения относительно того, каким потребителям и какие услуги будут предоставляться;
2) описание планов по достижению целей;
3) разработка и согласование программ для реализации планов;
4) осуществление контроля своевременного выполнения задач по программам;
5) своевременное выявление отклонений от планов, корректировка программ и, если это необходимо, корректировка планов.
Планы — это широкомасштабные идеи, которые вы ходите реализовать в короткий период, например, сделать на производстве ремонт, который будет всегда современным, функциональным и позволит в дальнейшем быстро расширяться. Важно отметить, что стратегия компании может содержать несколько планов.
Программы — это подробный перечень задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы реализовать план, он включает в себя даты и ответственных за выполнение.
Создание стратегии — вещь глобальная, но основное понятие заключается в том, что стратегия — это не «что», стратегия — это «что и как». Чтобы создать действительно гениальную стратегию, необходимо хорошо изучить ваш рынок, посмотреть, что в прошлом приносило наибольшие доходы, какая категория услуг или товаров создает наибольший процент прибыли и т. п. Важно также посмотреть, как все это соотносится с вашей целью и целью вашей компании.
«Для того чтобы добиться выдающихся результатов, нужно действовать не так, как обычные люди. Действуя как обычные люди, получишь обычный результат», — считает руководитель компании «Высоцкий консалтинг», Александр Высоцкий.
От мечты до записей в органайзер
У вас есть готовая, конечно же, гениальная стратегия, вы проработали программы, назначили сроки и ответственных. Теперь все просто: необходимо запустить все эти инструменты в работу и контролировать, чтобы на еженедельной основе задачи из программ перемещались в органайзер. Только чаще всего легче сказать, чем сделать. Расскажу, какой системой пользуемся мы в своей компании, чтобы стратегические планы реализовывались.
1. Регулярно, с периодичностью раз в полгода, все руководители компании и ключевые сотрудники собираются на заседание стратегического совета. На собрании владелец компании подводит итоги прошлого полугодия, дает подтверждения достижениям, указывает, что нужно доработать. Затем он озвучивает нам цель (в основном она не изменяется, так как это долгосрочная цель, достичь которую возможно в рамках более 10 лет) и планы компании.
2. На основании подведенных итогов, целей и планов, озвученных владельцем, руководитель каждого структурного подразделения разрабатывает и озвучивает планы и перечень программ, которые будут выполнены в этом подразделении.
Например, один из планов компании — увеличить доход в следующем году в три раза. Руководитель департамента продаж, основываясь на данных предыдущих периодов, составляет перечень услуг, которые должны быть проданы, и какому количеству клиентов, чтобы выполнить этот план. Соответственно, руководитель технического департамента составляет программу и расписание предоставления услуг и планирует, какое количество персонала ему понадобится для реализации этого плана. И так далее по департаментам. Обычно такой совет у нас продолжается в течение целого дня.
3. В результате такой командной работы стратегический план из просто бумажки и мечты перерастает в подробный пошаговый план действий по всем структурным подразделениям компании. Он становится реальным для людей, и они с большим желанием его выполняют.
4. Как не забыть план? В компании на еженедельной основе введен совет руководителей всех подразделений, на котором первым вопросом в повестке дня стоит отчет по стратегическим планам и программам. Кстати, задача программы не принимается как выполненная, пока не будет написан доклад о выполнении с приложенным доказательством (например, фото).
5. Еще один из механизмов контроля — это еженедельный план сотрудников, который также должен включать в себя стратегические задачи. У руководителя отдела персонала хранятся копии всех программ, и еженедельно он сверяет, написана ли у сотрудника в этом плане задача, которую он должен завершить на этой неделе. Если происходит какой-то сбой и задачи не выполняются своевременно, эта информация сразу передается на совет руководителей, и там принимаются меры по ее устранению. В случае изменения на рынке или каких-то непредвиденных обстоятельств собирается стратегический совет, и там принимается новое решение или создается новый план.
Добавлю, что в результате такого стратегического планирования и организации контроля наша компания за последние три года выросла в четыре раза, увеличила объем прибыли и количество постоянных клиентов. А самое главное — наши сотрудники действуют как одна команда, мне как директору очень просто управлять ею, а владелец может заниматься исследованием новых рынков и поиском других, более масштабных стратегий.
Не бойтесь мечтать, ставьте цели, пишите планы, составляйте программы и добивайтесь их реализации! Процветания вам и вашей компании в наступающем году!
Источник - http://printnews.com.ua/