До 01.01.12 г. частные предприниматели – плательщики единого налога (далее – единщики) могли не ограничивать себя в выборе контрагентов: статус покупателя (заказчика) для них не имел значения. Зато предприятия – плательщики налога на прибыль на общей системе не очень охотно шли на сделки с единщиками. Причины ясны – нормы пп. 139.1.12 Налогового кодекса (далее – НК) запрещали во II–IV кварталах 2011 года включать в налоговые расходы таких предприятий затраты, связанные с приобретением товаров (работ, услуг) у единщиков (за одним исключением). В консультации рассмотрим некоторые нюансы взаимоотношений предприятий с такими предпринимателями с приходом 2012 года.
Напомним, что подпунктом 5 разд. I Закона от 04.11.11 г. № 4014-VI (далее – Закон № 4014, см. «БАЛАНС», 2011, № 95, с. 3) из НК исключена дискриминационная норма о запрете на налоговые расходы для предприятий-общесистем щиков при расчетах с единщиками. По-этому с 01.01.12 г., с одной стороны, для предприятий-общесистемщиков уже не должен быть важен налоговый статус контрагента-пред принимателя, а с другой стороны – для таких предприятий выдвинуты новые дополнительные условия.
Предприятия-общесистемщики, претендующие на налоговые расходы, должны будут уведомлять налоговые органы о своем сотрудничестве с единщиками: вместе с декларацией по налогу на прибыль такие предприятия должны подавать перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов – плательщиков единого налога (п. 152.3 НК).
Проанализируем, какие последствия может иметь такое нововведение для единщиков.
Единщики группы 1 и предприятия.
Согласно пп. 1 п. 291.4 НК к плательщикам единого налога группы 1 относятся физические лица – предприниматели (с учетом ограничений из п. 291.5 НК), которые соблюдают ряд требований:
•не используют труд наемных лиц;
•осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках;
•предоставляют бытовые услуги населению;
•объем доходов в течение календарного года у них не превышает 150 000 грн.
Если условия нахождения в группе 1 будут нарушены, предпринимателю придется заплатить единый налог по ставке 15 % с дохода, полученного в результате нарушения установленных требований (п. 293.4 НК), и перейти на применение ставки налога для группы 2 или 3 (п. 293.8 НК) или даже распрощаться с единым налогом (пп. 298.2.3 НК).
Отметим, что соблюдение первых двух требований единщики группы 1 могут легко контролировать самостоятельно, а вот к выполнению последних двух нужно подойти более основательно.
Что имеется в виду? А то, что в некоторых случаях у единщиков группы 1 могут обнаружиться «опасные» точки соприкосновения с предприятием. Покажем это на примерах:
допустим, единщик может через доверенное•лицо предприятия-контрагента (его работника) оказать предприятию услуги, например по техобслуживанию и ремонту служебного легкового автомобиля (либо по пошиву штор для офиса или фирменной одежды для работников и т. п.). Налицо нарушение – ведь такой единщик вправе оказывать услуги только населению;
единщик может продать работнику предприятия – подотчетному лицу товары (покупные, продукцию собственного производства, в том числе сельскохозяйственную продукцию) для использования в хозяйственной деятельности такого предприятия. Опять нарушение – ведь такая продажа не будет считаться розничной торговлей.
Поясним последний пример. Постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833 утверждены Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, определяющие общие условия проведения торговой деятельности (далее – Порядок № 833).
Термин «розничная торговля» употребляется в данном документе в значении, приведенном в ДСТУ 4303-2004 (п. 2 Порядка № 833). Как следует из п. 4.4 ДСТУ 4303-2004, розничная торговля представляет собой вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.
Потребителем же считается физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника (ст. 1 Закона от 12.05.91 г. № 1023-ХІІ «О защите прав потребителей», далее – Закон № 1023).
Таким образом, если единщик группы 1 не проявит элементарную осторожность, то он вполне может продать товар (выполнить работы, оказать услуги) «неправильному» покупателю (заказчику), нарушив тем самым требования, предусмотренные для группы 1.
В роли такого «неправильного» покупателя (заказчика) для ЧП может выступить работник предприятия (подотчетное лицо), уполномоченный купить товар (услуги) для предприятия. А поскольку предприятия, претендующие на налоговые расходы, должны представить в органы ГНС перечень своих расходов и доходов в разрезе контрагентов – плательщиков единого налога (п. 152.3 НК), то есть все основания считать, что налоговые органы с легкостью могут выявить такое нарушение со стороны продавца-предпринимателя.
Как же предпринимателю «вычислить» нежелательного покупателя (заказчика)? Очень просто – по особенностям, сопровождающим процесс покупки товара (услуги) таким покупателем.
Расскажем, в чем состоят такие особенности.
1. Поскольку предприятию – плательщику налога на прибыль нужно будет представить в органы ГНС перечень контрагентов-единщиков, то ему наверняка понадобятся от единщика реквизиты его свидетельства плательщика единого налога. Предполагаем, что в установленной форме такого перечня в обязательном порядке будут фигурировать реквизиты такого свидетельства. Поэтому подотчетное лицо вынуждено будет просить у единщика копию его свидетельства для подтверждения реквизитов при последующих проверках налоговых органов.
2. Для подтверждения предпринимательского статуса продавца представитель предприятия должен взять у такого продавца копию выписки (извлечения) о его регистрации предпринимателем в Едином государственном реестре, а также копию свидетельства плательщика единого налога. Только в этом случае предприятие будет уверено, что имеет дело с предпринимателем-единщиком, а значит, не должно удерживать из его доходов НДФЛ (пп. 165.1.36 НК). Эти же документы позволят предприятию не начислять и не удерживать ЕСВ при выплате физлицу вознаграждения по договору гражданско-правового характера на выполнение работ (предоставление услуг) (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI).
3. Для отражения расходов в налоговом учете предприятию-общесистемщику нужен будет правильно составленный первичный документ (п. 138.2 НК). Поэтому представитель предприятия будет настаивать на получении от продавца-единщика товарного чека (акта, наряда-заказа и т. п.) с указанием всех обязательных для первичного документа реквизитов.
Напомним такие реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-ХІV, далее – Закон № 996):
•наименование документа (формы);
•дата и место составления;
•название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции,
•единица измерения; должности лиц, ответственных за осуществление операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в операции.
Таким образом, если единщик группы 1 заранее уведомит своих потенциальных покупателей (заказчиков) о том, что он никому не выдает копию свидетельства и копию выписки (извлечения) о его регистрации предпринимателем в Едином государственном реестре, то «неправильные» покупатели (заказчики) должны будут обходить такого предпринимателя стороной. А вот расчетный документ (товарный чек, акт, наряд-заказ), подтверждающий факт покупки, с отметкой о дате продажи предприниматель обязан выдавать всем покупателям (заказчикам). Это следует из п. 11 ст. 8 Закона № 1023.
В качестве дополнительной защиты от «неправильных» покупателей (заказчиков) особо осторожным единщикам группы 1 рекомендуем следующее. Единщики, которые торгуют в розницу на рынке или оказывают услуги (например, по техобслуживанию и ремонту автомобиля), могут в товарном чеке, документе, подтверждающем оказание услуг (акт, наряд-заказ и др.), ввести для покупателя (заказчика) строку приблизительно следующего содержания: «Товар (услуга) приобретается мною для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника».
Могут ли такие записи оградить предпринимателя от наказания, если, несмотря на письменное утверждение покупателя (заказчика) об использовании приобретенного имущества в личных целях, товар (услуги) все-таки будет использован предприятием в хозяйственной деятельности, а стоимость таких товаров (услуг) окажется в расходах такого предприятия?
Считаем, что могут. Ведь запись в акте (нарядезаказе) или товарном чеке будет свидетельствовать о том, что на самом деле:
•контрагентом единщика являлось физическое лицо, а не предприятие;
•товар (результаты услуг) переданы предприятию физическим лицом (покупателем такого товара), а значит, именно такое физическое лицо (а не предприниматель-единщик), явилось контрагентом предприятия.
Несколько слов о том, к каким налоговым последствиям для предприятия и работника приведет операция с физлицом-работником в качестве контрагента. Такую операцию придется считать перепродажей товаров (результатов услуг), а значит, физическому лицу не избежать в этом случае налоговых последствий в виде НДФЛ.
Налог из суммы выплаченного ему дохода должен будет удержать (и перечислить в бюджет) налоговый агент – предприятие (пп. 164.2.18 НК). Если же товары (результаты услуг) будут переданы предприятию бесплатно, то предприятие должно будет включить их стоимость в налоговые доходы по обычной цене (пп. 135.5.4 НК).
В полной версии статьи также рассмотрены такие детали, как "Единщики группы 2 и предприятия" и "Единщики группы 3 и предприятия".
По материалам журнала "Баланс" №2 за 2012 год.
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!