Любое мероприятие требует денег. При этом на голову бухгалтера сваливается проблема: можно ли отнести затраты, например, на организацию праздника или деловой встречи в комфортной обстановке к налоговым расходам? Ответ: можно. Только нужно, чтобы такое мероприятие было проведено с пользой для бизнеса. Как это сделать – расскажем в консультации.
Где взять деньги на мероприятие Как известно, в состав налоговых расходов нельзя включать затраты, не связанные с хозяйственной деятельностью. К «нехозяйственным» согласно пп. 139.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) относятся расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, покупку и распространение подарков, кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям и расходов двойного назначения, связанных с рекламой (пп. 140.1.5 НК).
Но выход есть. Затраты на проведение определенного мероприятия, приуроченного к праздничному дню, можно отнести к налоговым расходам в двух случаях:
- если праздник устраивается за счет средств, перечисленных работодателем профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную или оздоровительную работу (при наличии на предприятии первичного профсоюзного органа). Размер отчислений профсоюзной организации устанавливается коллективным договором, но не может быть меньше 0, 3 % фонда оплаты труда и больше 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год;
- если расходы на проведение мероприятия признаны представительскими, а целью этих расходов является реклама предприятия или товара.
Представительские расходы Определение представительских расходов приведено в п. 2 Норм денежных средств на представительские цели бюджетных учреждений и порядок их расходования, утвержденных приказом Минфина от 14.09.10 г. № 1026 (далее – Нормы № 1026).
Как видно из названия, этот подзаконный акт распространяется только на бюджетные учреждения. Но определения представительских расходов нигде больше нет, поэтому будем пользоваться тем, что есть. Тем более, что в Единой базе налоговых знаний имеется разъяснение, в котором сказано, что Нормы № 1026 носят обязательный характер только для бюджетных учреждений, а другие предприятия могут использовать этот документ как вспомогательный (справочный) (подразд. 110.07.20, http://sta.gov.ua/control/uk/taxqabase/catalog).
Например, согласно п. 2 Норм № 1026 представительские расходы – это расходы бюджетных учреждений на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций, которые прибыли по приглашению для проведения переговоров в целях реализации международных связей, установления и поддержки взаимовыгодного сотрудничества.
К представительским относятся расходы, связанные с:
- проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина);
- транспортным обеспечением;
- мероприятиями культурной программы;
- буфетным обслуживанием во время переговоров;
- оплатой услуг переводчика, который не состоит в штате учреждения;
- оплатой номеров в гостиницах.
Коммерческие предприятия могут использовать эту норму для ориентира – чтобы понять, что в принципе допустимо включать в представительские расходы. То есть перечень расходов, указанный в п. 2 Норм № 1026, может быть ими расширен (в разумных пределах). Кстати, для небюджетного предприятия гости не обязательно должны быть иностранными. Ведь в свое время Нормы представительских расходов были утверждены приказом Минфина и Минэкономики от 12.11.93 г. № 88 (эти Нормы утратили силу, вступили в силу Нормы № 1026) и касались всех предприятий, учреждений и организаций, а расходы могли быть понесены для приема не только иностранцев, но также и представителей других украинских предприятий, если прием устраивается с целью установить деловые отношения.
Позже, в связи с принятием Закона о прибыли, действие Норм № 88 стало распространяться только на бюджетные организации, а хозрасчетные субъекты хозяйствования учитывали представительские расходы по правилам, предусмотренным Законом о прибыли.
В расширенной версии статьи свежего номера журнала "Баланс" №99 http://balance.ua/magazine/archive.php также рассмотрены такие вопросы, как: "куда включать расходы" и "документальное оформление".