В Хмельницкой области жители продолжают усилено бороться против вредоносного производства строительного материала для утепления помещений, в связи с которым в разы участились случаи аллергических и онкологических заболеваний у детей и взрослых.
Жители города Дунаевцы Хмельницкой области третий год борются против вредного химического производства. Случай достаточно редкий – обычно украинцы делают вид, что собственное здоровье их не волнует.
Во дворе по улице Шевченко в который раз собралась толпа негодующих местных жителей. Кроме соседства, этих людей объединяет общая беда и общая борьба. Три года назад возле них открылся цех по изготовлению плит из пенополистерола – материала для теплоизоляции полов, стен и фундаментов, который продается во всех сетях строительных гипермаркетов.
Практически сразу у жильцов, от млада до велика, появились серьезные проблемы со здоровьем – от онкологических до аллергий и проблем с дыханием. Общие симптомы у всех одни: дерет горло, сложно дышать. Это реакция на токсичный стирол, фреон и тальк, которые используют в производстве. Выхлопная труба цеха расположена на расстоянии всего 80 метров от окон жилых квартир. Марии и Леониду Борисовичам 48 и 69 лет соответственно. По меркам развитых стран они нестарые еще люди – американцы и европейцы их возраста вовсю путешествуют по миру и наслаждаются жизнью. Но у Борисовичей, живущих возле цеха, жизнь безрадостная – у обоих проблемы с сердцем и легкими, у мужчины еще и нервный тик с экземой. Далеко от дома они не ходят – то есть каждый день дышат тем, что выбрасывает завод.
Жителям соседних к производству домов некуда деваться от токсичных выбросов.
У их соседки Людмилы Зинзюк дела еще хуже. У ее годовалого первенца Кости неправильно сформированный нос - он может дышать только через трубку. Как заключили врачи из Киевской больницы Охматдит, паталогия ребенка связана с «последствиями внешних факторов окружающей среды». «Надышалась этой химии, как беременная была, огород полола. А с цеха такая вонь, ей горло пекло», - не в силах сдержать рыдания, вспоминает бабушка мальчика Галина Болюх. Теперь каждые три месяца семья Кости вынуждена искать по 6 тысяч гривен на лекарства и поездки к киевским докторам. По меркам Дунаивцев, где хорошей считается зарплата в 1200 гривен в месяц, это непосильные расходы.
Галина Болюх рыдает, рассказывая о своем годовалом внуке, который родился с паталогиями.
Жильцы злополучных домов рядом с цехом и мечтали бы переехать куда-то подальше, но денег на новое жилье нет, а это никто не купит. Проблемы есть даже у тех, кто живет на некотором отдалении. «По утрам я нахожу мертвых воробьев на крыльце. У детей постоянно аллергия и они задыхаются. Каждый месяц мы им даем лекарств на 500 – 600 гривен», - рассказывает Юлия Иванова, мама двоих мальчиков, которая живет аж за два километра от злополучного цеха. Абсурд в стиле Кафки С первого дня работы цеха дунаевчане пытаются его закрыть. Гражданскую кампанию против вредного производства возглавляют местный активист, безработный Василий Гандзюк с другом Николаем Милькевичем, пенсионером. Вместе он собрали около 4000 тысяч подписей дунаевчан под требованием закрыть цех. Оказалось, что у цеха нет разрешений на работу от санэпидемстанции и горсовета. Под давлением дунаевчан министерство охраны окружающей среды отозвало свои разрешения и признало, что на производстве не соблюдаются природоохранные нормы и отсутствуют очистные фильтры.
В процессе изготовления плит из пенополистерола используют токсичный фреон, стирол и тальк. Рабочие цеха даже не обеспечены респрираторами.
Производство закрыли, цех опечатала и закрыла экологическая инспекция. Параллельно местная прокуратура начала судится с предприятием. Однако на деле - предприятие преспокойно работает. «Печати срывают, нас на территорию не допускают», - отмечает заместитель главы экологической инспекции Хмельницкой области Святослав Савицкий. По словам чиновника, его ведомство не может помешать самоуправству владельцев – из-за несовершенства законодательства у него нет никаких действенных рычагов влияния. Даже с проверкой они не могут прийти, не предупредив за 10 дней. Савицкий предлагал губернатору отключить подачу электричества на предприятие. Его на словах поддержали, однако на деле - нет. Дунаевчане близки к отчаянию – жители за три года устали протестовать. К тому же Гандзюк и Милькевич недостаточно компетентны, чтобы бороться против киевских юристов. «На меня открыли криминальное дело – обвиняли в хулиганстве. Это когда мы перекрывали дорогу», - жалуется Гандзюк. «Сколько бумаг набралось за все годы – можно кострище сделать», - вздыхает, глядя на кипу разложенных на столе судебных и министерских постановлений Милькевич.
Активисты Василий Гандзюк и Николай Милькевич тонут в горах документов.
Однако жители города все еще продолжают протесты – в прошлом году они ездили в Киев, стояли под Администрацией президента с плакатами и манекеном, одетым в противогаз. Киевское руководство цеха, который принадлежит столичной компании «Центр инновационно-строительных технологий», к происходящему относится с буддийским спокойствием. «У нас есть решение высшего административного суда в нашу пользу. Все это происки определенных людей, которые имеют определенный бизнес в области. Им в силу определенных причин интересно предприятие», - отметил Александр Бартусяк, технический директор компании. Национальная проблема Эколог Владимир Борейко отмечает, что жителям Дунаивцев действительно не повезло – пенополистерол очень вреден, и вокруг такого производства «должна быть километровая санитарная зона, а не жилой квартал». «К сожалению, проблема распространенная - это случается по всей стране. И вялотекущая судебная борьба выгодна собственникам вредных производств. Конечно, производителя могут оштрафовать. И у нас дешевле платить штрафы, чем ставить очистительные сооружения. И государству это выгодней – штрафы идут, виновных наказывают. Только вот людей травят», - отмечает эколог Борейко.
Врачи в Дунаивцях боятся писать справки с настоящими диагнозами. И не говорят, если ли взаимосвязь между ростом заболеваний и выбросами. заводом.
Он считает судебную борьбу бессмысленной, и отмечает, что украинцы могут эффективно бороться за свое здоровье только с помощью тактики экологического террора: приковывая себя к зданию Администрации президента, перекрывая дороги и прочее. Алексей Пасюк, специалист всеукраинской общественной организации Национальный экологический центр Украины, солидарен с коллегой и рекомендует не бежать в суд, а «создавать условия, невозможные для работы предприятия». «Сложно остановить то, что работает. Реальней предотвратить строительство и запуск», - отмечает он. Пасюк напоминает, что украинцам не стоит лениться давить на государственные структуры – мол, те «иногда делают то, что должны». В Украине есть и более страшные для жизни места, чем Дунаивцы. Большинство из них расположены на перенасыщенном металлургическими и химическими заводами Донбассе – Мариуполь, Кривой Рог, Енакиево и Краматорск. Опасны для здоровья людей и теплоэлектростанции, а также места добычи урановой руды, например Желтые воды в Днепропетровской области, отмечает Пасюк. С другой стороны, есть еще атомные электростанции, которые представляют потенциальную опасность, и где всегда возможны также мелкие аварии при перевозке отработанного топлива. В Киеве ситуация с экологией лучше. Опасность для людей представляют только выбросы с мусоросжигающего завода на Харьковском массиве и ТЭЦ-5 в районе Южного моста. «80% загрязнения в Киеве от машин», - отмечает Борейко. Пасюк дополняет, что с точки зрения выхлопов от машин самые опасные места – там, где постоянно образуются пробки и при этом - низина.
Украинцы против опасных производств: история успеха Стоит отметить, что по сравнению с европейцами и американцами, украинцы очень пассивны в своей борьбе за чистый воздух и чистую воду. «У нас здоровье нации как национальная идея не ценится. Вы слышали когда-нибудь, чтобы президент Виктор Янукович искренне призвал украинцев не курить и заниматься спортом? Сами украинцы пассивны: мы думаем о деньгах, Евро-2012, отношениях с Россией и так далее, а не о качестве жизни», - отмечает Борейко. Но тем не менее примеры удачной борьбы против вредных производств в Украине также есть: - В 1985 году в Закарпатье начали строительство мощнейшей в мире Пистряловской радиолокационной станции. Однако местные жители очень яростно сопротивлялись (блокировали строительство, езди с петициями в Москву), опасаясь последствий излучения. В последние дни существования Советского союза в Москве приняли решение станцию не достраивать. - В 2008 году местные жители не дали иранскому бизнесмену Али Мохаммаду Кхани Омрану (компания «Евро Финанс Лтд») запустить в Белой Церкви (Киевская область) сталепрокатный завод. Не смотря на то, что строительство уже началось и проект поддерживала межправительственная комиссия и тогдашний президент Виктор Ющенко, 200 активистов после многочисленных пикетов таки добились своего. Частично им сыграл на руку экономический кризис. - В 2005 году в Днепродзержинске Днепропетровской области активисты общественной организации «Голос природы» не дали построить предприятие по производству монометиланилина, который используется при изготовлении автобензинов. Победу они одержали после широкой информационногй кампании, многочисленных пикетирований местных органов власти и судебных разбирательств. - В 2007 и 2008 годах активистам Национального экологического центр аУкраины удалось не допустить строительства Каневской и Днепровской гидроаккумуляционных станций. Экологи апеллировали к донорам проектов - Мировому банку и ЕБРР.
Взято с сайта icynene.org.ua http://www.icynene.org.ua/
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!