Этот миф зародился в безупречном по мнению многих менеджеров источнике: журнале Harvard Business Review. В 1990 г. консультант Bain & Company Фредерик Райхельд и гарвардский профессор У. Эрл Сассер-младший опубликовали ставшую классической статью «Нулевая утечка: как добиться успеха, повышая качество услуг».
Авторы утверждали: «Компании могут почти на 100% повысить прибыль, удержав всего на 5% больше клиентов». И далее: «5%-ное снижение утечки потребителей повышает прибыль на 25-85%». Это была, бесспорно, основополагающая статья. Благодаря ей такие понятия, как «удержание клиентов» и «потребительская лояльность», прочно заняли одно из первых мест в лексиконе маркетологов всего мира. К сожалению, несмотря на публикацию в престижном журнале, тезисы авторов имеют по крайней мере три основных изъяна.
- Компания должна создавать относительно малую долю текущей прибыли, чтобы рассчитывать на столь значительное ее увеличение (от 25 до 85%). Предположим, что повышение доли удерживаемых клиентов не связано ни с какими дополнительными расходами и что все клиенты вносят одинаковый вклад в доход — в этом случае для 100% увеличения прибыли от 5% роста коэффициента сохранения клиентов нашей фирме нужно будет иметь жалкие 5% нормы прибыли. Более типичные показатели прибыльности существенно снижают потенциальный финансовый вклад улучшенного сохранения клиентов.
- Способность увеличивать прибыль за счет рекордного коэффициента удержания потребителей во многом зависит от текущего коэффициента сохранения клиентов в этой фирме. Исключим предположение о том, что повышение доли удерживаемых клиентов не связано ни с какими дополнительными расходами — скорее всего, доходы будут сокращаться. В какой-то момент станет экономически невыгодно удерживать клиентов, готовых покинуть фирму, от ухода. Это означает, что фирмам с относительно низким уровнем сохранения клиентов (большой текучкой), скорее всего, будет дешевле на 5% увеличить долю сохранения клиентов, чем тем компаниям, у которых уровень сохранения клиентов уже и так высок. Удержание 100% потребителей не будет рентабельным практически никогда. Таким образом, в зависимости от положения фирмы относительно ее функции прибыли/сохранения клиентов результат от повышения уровня сохранения клиентов на 5% может оказаться как положительным, так и отрицательным.
- У большинства фирм 20% самых прибыльных клиентов приносят от 150 до 300% общей прибыли, от 60 до 70% клиентуры находятся примерно на уровне безубыточности, а наименее рентабельные потребители, от 10 до 20%, приводят к убыткам от 50 до 200% общей прибыли. Главнейший недочет мифа № 7 — пренебрежение распределением прибыльности потребителей в клиентской базе данных компании. В большей части компаний 20% клиентской базы (желательные клиенты) формируют львиную долю прибыли, а от 10 до 20% оказываются существенным источником расходов (дорогостоящие клиенты). Сумма этих расходов обычно определяет, функционирует фирма с прибылью или с убытком. И без финансового аналитика ясно — удержание дополнительных 5% потребителей принесет доход только в том случае, когда это правильные потребители — из тех самых лучших 20%.
Источник: http://forbestmanager.ru/