Сейчас довольно сложно встретить руководителя предприятия, независимо от размера этого самого предприятия, который бы не слышал термина «корпоративная социальная ответственность».
Эта относительно молодая тенденция в принципах ведения бизнеса за довольно короткий промежуток времени в 15 лет прошла в Украине удивительно долгий путь, от попыток внедрения на отдельных промышленных предприятиях систем контроля качества до системных внедрений http://uchet.org.ua/index/uslugi_upravlenija/0-107 принципов внутренней и внешней корпоративной этики флагманами украинской экономики.
Тем не менее, не все собственники бизнеса и их управленцы понимают истинное значение социальной ответственности бизнеса.
Традиционно принято отождествлять корпоративную социальную ответственность (далее – КСО) с благотворительной деятельностью, имеющей своей целью проектное финансирование социально значимых программ и/или наиболее уязвимых слоев общества за счет бизнеса. Однако понятие КСО много шире и не ограничивается точечной финансовой помощью со всеми вытекающими PR-последствиями, ведь именно к деятельности PR-подразделений чаще всего относят позиционирование компании как социально ответственного члена бизнес-сообщества. Не будем отрицать, что некоторые используют тренд КСО в качестве имиджевого приема, однако это не умаляет его преимуществ для добросовестных предприятий и их окружения.
В общем понимании КСО можно охарактеризовать как неотъемлемую часть деятельности предприятий и организаций, которая формирует взаимовыгодные долгосрочные отношения со всеми членами общества, к которым имеет отношение. То есть заинтересованными сторонами могут выступать собственники, сотрудники, местная община, государство в целом в лице своих институтов и т.д. И прочные, приносящие пользу всем участникам, внешним и внутренним, отношения и являются КСО.
Необходимо понимание, что КСО и выполнение законодательных норм – это не одно и то же. Если компания официально трудоустраивает своих сотрудников и платит им заработную плату не ниже, как минимум, отраслевых и региональных соглашений – это не есть пример социальной ответственности, это – норма, хотя в современных украинских условиях подобные действия могут быть конкурентными преимуществами. А организация, к примеру, регулярных тренингов, семинаров, курсов, повышающих квалификацию персонала, предоставление дополнительных отпусков, обеспечение дополнительными средствами индивидуальной защиты - это уже пример КСО. Соблюдение нормативов по содержанию вредных веществ в выбросах в атмосферу не может быть примером соцответственности предприятия, а сокращение этих самых выбросов путем совершенствования технологии производства и внедрения инновационных механизмов переработки, казалось бы, отходов уже можно называть КСО.
Таким образом, все положительно направленные действия предприятия сверх установленных норм и стандартов и являются социально ответственным поведением.
У КСО есть замечательное свойство – все действия, направленные на улучшение внутренней и внешней сред, рано или поздно, в той или иной форме обернутся для предприятия экономической выгодой. Лучше мотивированные сотрудники, ощущающие заботу о себе, лучше работают. Потребители, получающие качественный продукт и сервис, соответствующие их требованиям, больше покупают. Собственники, получающие растущие прибыли, могут себе позволить реализовывать региональные или национальные общественно важные программы. Органы власти, имея на своей территории такие предприятия, более лояльно к ним относятся, что всегда хорошо для бизнеса.
Это самая простая взаимозависимость в формате одной компании, которую можно продолжать и при желании расширять чуть ли не до планетарного масштаба, однако она как нельзя лучше подходит для демонстрации еще одного заблуждения, которое заключается во мнении, что КСО доступна только для крупных предприятий. Отнюдь.
Несмотря на то, что крупным предприятиям, действительно, доступны большие ресурсы и они проще могут внедрять инновации в свои производственные и управленческие процессы, у всех них есть общий недостаток – формализованность. Очень часто хорошие инициативы, исходящие от руководства, просто не доходят в первоначальном виде до сотрудников, а отсутствие поддержки хотя бы простого большинства работников может стать непреодолимым препятствием для реализации этих инициатив. Или же этот барьер может быть преодолен путем дополнительных затрат, что не может не сказаться на общей эффективности идеи. Плюс общая неповоротливость больших структур обычно увеличивает время реализации перспективных проектов, и в итоге единственным преимуществом больших компаний окажется всего лишь количество денег.
У малого и среднего бизнеса этих недостатков нет. Небольшое количество персонала и не столь формализованные каналы коммуникаций являются отличными преимуществами. И вышеприведенная цепочка преимуществ КСО может быть реализована намного быстрее и эффективнее. Мало работников – их легче мотивировать. Небольшое производство – им проще управлять. Ограниченный круг клиентов – им можно дать действительно качественный, чуть ли не индивидуальный продукт, о котором они расскажут. Собственники небольших предприятий чаще всего инициативны и креативны, и в ассоциации с другими подобными или просто сопоставимыми по размеру предприятиями могут реализовывать нужные программы на уровне района-города, как минимум. Местные органы власти, обычно, поддерживают перспективные совместные проекты небольших предприятий, а где поддержка проекта, там и вожделенные многими госзаказы или же не столь пристальное внимание контролирующих органов.
Уровень образованности украинского бизнеса все время растет, избежать общемировых практик и тенденций все равно не удастся, а КСО является одной из них. И несмотря на то, что в данное время социальная ответственность носит исключительно добровольный характер, уверен, не за горами то время, когда сегодняшние признаки КСО станут законодательно утвержденными нормами. И лучше сейчас принять участие в этом процессе, чтобы не только повысить уровень корпоративной этики своего бизнеса, но и приобрести бесценный опыт управления, который можно будет привычно и как «само собой» применять в новом законодательном поле на пути перехода вашего бизнеса в категорию «тяжеловесов».
14.03.2013
Евгений Мачёк
Старший управляющий партнер Группы Компаний "Мак и Партнеры" (http://uchet.org.ua)