Фактические проверки: общие основания, порядок проведения






Статья.
налоговая проверка
Добавил: Баланс-Клуб
15-08-2012, 04:04:54
Публикация №_6717

Фактические проверки: общие основания, порядок проведения
Налоговым кодексом (далее – НК) предусмотрены несколько видов налоговых проверок: камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические. Понятие фактической проверки является относительно новым и поэтому еще неизведанным до конца для многих предпринимателей. В этой консультации рассмотрим ключевые моменты проведения фактических проверок.
Фактические проверки: предмет и основания
Фактические проверки проводятся с целью контроля соблюдения норм законодательства по вопросам (пп. 75.1.3 НК):
• осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций;
• наличия документов, подтверждающих госрегистрацию субъекта хозяйствования (когда будет принят Закон от 05.07.12 г. № 5083-VI, налоговые органы лишатся права контролировать наличие этих документов, так как свидетельство о госрегистрации отменено, а о факте госрегистрации субъекта хозяйствования можно узнать из Единого государственного реестра);
• наличия лицензий, патентов, свидетельств;
• производства и оборота подакцизных товаров;
• соблюдения работодателем норм законодательства касательно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).
Фактическая проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности налогоплательщиком (в магазине, кафе, парикмахерской и т. п.), расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (пп. 75.1.3 НК).
Напомним, что до вступления в силу НК подобные проверки проводились в сфере применения наличных расчетов с применением РРО, а также в сфере оборота алкогольных напитков и табачных изделий. Такие проверки назывались внеплановыми согласно ч. 7 ст. 111 Закона от 04.12.90 г. № 509-XII (в редакции, действовавшей до принятия НК).
Фактическая проверка проводится при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п. 80.2 НК:
1) в ходе проверок других налогоплательщиков обнаружены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно:
• производства и оборота подакцизных товаров;
• осуществления плательщиком расчетных операций;
• ведения кассовых операций;
• наличия документов, подтверждающих госрегистрацию субъекта хозяйствования;
• наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС.
Причем у налогового органа должны возникать реальные основания для проверки таких фактов (пп. 80.2.1 НК), а именно:
2) в установленном порядке от органов госвласти или местного самоуправления получена информация, свидетельствующая о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС, а именно относительно (пп. 80.2.2 НК):
• осуществления налогоплательщиками расчетных операций;
• ведения кассовых операций;
• наличия патентов, лицензий;
• документов, подтверждающих госрегистрацию, и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС; производства и оборота подакцизных товаров;
3) получено письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка (пп. 80.2.3 НК):
• ведения расчетных операций;
• осуществления кассовых операций;
• патентования или лицензирования;
4) не подана (не представлена) субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательная отчетность об использовании: РРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций; представление их с нулевыми показателями (пп. 80.2.4 НК);
5) получена в установленном законодательством порядке информация о нарушении требований законодательства в части (пп. 80.2.5 НК):
• производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
• целевого использования спирта налогоплательщиками;
6) выявлены по результатам предыдущей проверки налогоплательщика нарушения законодательства по вопросам (пп. 80.2.6 НК):
• осуществления расчетных операций;
• ведения кассовых операций;
• наличия лицензий, патентов, свидетельств;
• наличия документов, подтверждающих госрегистрацию субъекта хозяйствования;
• производства и оборота подакцизных товаров;
• соблюдения законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами);
7) получена в установленном законодательством порядке информация об (пп. 80.2.7 НК):
• использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде зарплаты без уплаты налогов в бюджет;
• осуществлении физлицом предпринимательской деятельности без госрегистрации его субъектом хозяйствования.
Как видим, основаниями для фактических проверок являются в том числе и сигналы о нарушениях законодательства, полученные как от потребителей (покупателей), так и от органов госвласти и местного самоуправления. Кроме того, такая информация может поступить и от работников предприятия. При этом НК не предусматривает обязанности органов ГНС раскрывать источники информации. ГНАУ в письме от 01.06.11 г. № 5283/К/23-7014/624 указывает, что в случае если субъект хозяйствования имеет сомнения относительно правомерности проведения фактической проверки, он может обратиться в орган ГНС вышестоящего уровня в порядке административного обжалования, кроме того, налогоплательщик не лишен права на судебную защиту.
Обратите внимание: фактическая проверка включает в себя не только непосредственно процесс проверки на месте, но также предварительный этап – так называемый допроверочный анализ, который является неотъемлемой частью процесса подготовки к проведению проверок и осуществляется на основании информации, полученной из различных источников. Более подробно по этому вопросу можно узнать из пп. 1.4.2 и п. 1.4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ГНАУ от 14.04.11 г. № 213 (далее – Методрекомендации № 213).
Периодичность проведения фактических проверок не установлена. Такая проверка будет проводиться каждый раз, когда у налогового органа будут основания для ее проведения, предусмотренные в п. 80.2 НК. Исключением является тот случай, когда фактическая проверка проводится на основании пп. 80.2.6 НК.
Согласно указанному подпункту, если во время какой-либо проверки выявлены нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляется при фактических проверках (пп. 75.1.3 НК), то налоговый орган имеет право провести фактическую проверку с целью выяснить, устранил ли налогоплательщик такие нарушения. При этом проконтролировать, исправился ли налогоплательщик, налоговый орган может только один раз и не позднее чем через 12 месяцев с даты составления акта проверки, при которой были выявлены такие нарушения.
Допуск к проверке
Особенностью фактических проверок является то, что они осуществляются без предупреждения и не включаются в планы проверок ГНС. Фактические проверки проводятся на основании приказа руководителя органа ГНС.
Чтобы сотрудники ГНИ имели право приступить к проверке, они должны предъявить налогоплательщику некоторые документы. Рассмотрим их.
1. Направление на проведение проверки. В направлении должны быть указаны:
• дата выдачи;
• наименование органа ГНС;
• реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;
• наименование и реквизиты субъекта хозяйствования, проверка которого осуществляется;
• цель проведения проверки;
• основания;
• дата начала и продолжительность проверки;
• должности и фамилии лиц осуществляющих проверку;
• подпись руководителя органа ГНС.
Направление на проверку выписывается в одном экземпляре, но отдельно на каждое должностное (служебное) лицо органа ГНС, которое будет проводить проверку (п. 1.5 Методрекомендаций № 213). Образец формы направления приводится в приложении 1 к Методрекомендациям № 213.
Налогоплательщик обязан расписаться в предъявленном ему направлении, указав свои Ф. И. О., должность, дату и время ознакомления. Если налогоплательщик отказался расписаться в направлении, то должностными лицами органа ГНС составляется акт, подтверждающий факт отказа. В таком случае именно акт является основанием для проведения проверки.
2. Копия приказа о проведении проверки. Эта копия вручается налогоплательщику (его уполномоченному представителю или лицу, осуществляющему расчетные операции) под расписку до начала проверки (п. 80.2 НК).
3. Служебные удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.
Если вышеперечисленные документы не были предъявлены или были предъявлены налогоплательщику с нарушениями, то проверяющие могут быть не допущены к проведению фактической проверки. Других причин для отказа нет. В журнале проверок сотрудники ГНС расписываться не обязаны, но предложить им «оставить о себе память» в журнале будет не лишним.
После вступления в силу с 01.01.12 г. гл. 1 разд. XIV НК «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности» снят мораторий на проведение фактических проверок субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (абзац второй пп. 75.1.3 НК).
Хотя ГНС заявляет о намерениях не подвергать единщиков проверкам, никаким нормативным документом это обещание не закреплено. Так что недопуск налоговых работников к фактической проверке единщику придется обосновать, ссылаясь только на обещания ГНС, а не на нормы законодательства.
Обратите внимание: в случае безосновательного недопуска должностных лиц ГНС к проверке предусмотрен административный арест имущества. Однако согласно пп. 94.2.3 НК, который устанавливает такую возможность, это касается только недопуска к документальной проверке, но не к фактической.
В то же время согласно пп. 20.1.11 и 20.1.15 НК на основании акта о недопуске работников ГНС к проведению фактической проверки органы ГНС могут обращаться в суд с требованием приостановить расходные операции на счетах налогоплательщика в банках и других финансовых учреждениях (кроме операций выдачи зарплаты, уплаты налогов и ЕСВ, а также операций с денежными обязательствами налогоплательщика, определенными контролирующим органом).
Как видим, административный арест банковских счетов налогоплательщика возможен исключительно по решению суда (абзац второй пп. 94.6.2 НК).
В полной версии статьи, рассмотрены, так же, следующие вопросы: порядок и сроки проведения фактической проверки, оформление результатов фактических проверок. Материал взят из номера журнала «Баланс» №65. http://balance.ua/magazine/archive_detail.php?ID=52947






Опубликовано в таких рубриках:
- Учет и отчетность. - Консалтинг.
Читайте также...
Читайте и предлагайте подобные публикации к размещению... Подробнее...
Комментарии... 0


Главная  Контакты

Публикация статей, пресс-релизов, анонсов, новостей... PR-агентство velsi.info
(с) Все права на материалы сайта принадлежат их авторам и не могут быть использованы кем либо без разрешения авторов.
добавить на главную Яндекс ^
Страница сгенерирована за 0,057077 секунд
Загрузка ...

КОМПАНИИ, ИХ ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!
налоговая проверка камеральная долгосрочный договор 1С: ВДГБ автоматизация отчетности нотариуса руководитель