Гарантия для покупателя: правовые вопросы






Статья.
покупатель
Добавил: Баланс-Клуб
22-03-2012, 03:02:35
Публикация №_4959

Гарантия для покупателя: правовые вопросы
В наше время гарантийные обязательства для продавца (производителя) – это не только необходимость, обусловленная требованиями законодательства, но и способ привлечь побольше покупателей. Ведь возможность получить гарантийное обслуживание приобретенных товаров – дополнительный стимул для потребителя. О том, какие права имеет покупатель в случае приобретения некачественного товара и как на практике реализуются гарантийные обязательства продавца (производителя), расскажем в данной консультации.
Гарантии качества товара
Основные нормативные документы, регламентирующие предоставление гарантийных обязательств покупателям, это Гражданский и Хозяйственный кодексы (далее – ГК и ХК). Кроме того, к отношениям с конечными потребителями, то есть с покупателями-физлицами, которые не являются предпринимателями, применяется законодательство о защите прав потребителей. В частности, нормы Закона от 12.05.91 г. № 1023-ХI (далее – Закон № 1023) дополняют и конкретизируют положения ГК.
Также постановлением КМУ от 11.04.02 г. № 506 утвержден Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров.
Качество товара, который продавец передает покупателю, должно отвечать установленным требованиям (ст. 675 ГК). В ч. 5 ст. 269 ХК сказано, что качество товаров в целом гарантирует поставщик (производитель). И Законом № 1023 (ст. 7) предусмотрена обязанность производителя обеспечивать нормальную работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока, установленного нормативными документами или договором.
Таким образом, гарантийные обязательства законодательство возлагает как на производителя, так и на продавца товаров.
Гарантийный срок
Срок, в течение которого продавец или производитель гарантирует качество товара и берет на себя гарантийные обязательства, называется гарантийным сроком. Такой срок указывается в договоре, в паспорте на продукцию, на этикетке либо в каком-либо ином документе, прилагаемом к товару.
Для продукции, потребительские свойства которой могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды (например, продукты питания, лекарственные средства), устанавливается срок годности, который также считается гарантийным сроком.
Покупатель имеет право предъявить требование в связи с недостатками товара, на который установлен срок годности, в течение этого срока (ч. 3 ст. 680 ГК). А в случае обнаружения покупателем недостатков товара по истечении гарантийного срока продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара или по причинам, существовавшим до этого момента (ч. 5 ст. 680 ГК).
Если на товар гарантийный срок не установлен, то покупатель все равно имеет право предъявить продавцу (производителю) претензии – при условии, что недостатки были выявлены в течение 2 лет, а относительно недвижимого имущества – в течение 3 лет (для потребителей-физлиц этот срок составляет 10 лет) (ч. 2 ст. 680 ГК, ч. 5 ст. 7 Закона № 1023).
Порядок исчисления гарантийных сроков определен в ст. 676 ГК и ст. 7 Закона № 1023. Отметим только, что гарантийный срок продлевается на время, в течение которого покупатель не мог использовать товар в связи обнаруженными в нем недостатками (например, во время проведения гарантийного ремонта этого товара), а также в связи с обстоятельствами, зависящими от продавца (до момента устранения их продавцом).
Виды гарантийных обязательств
В ст. 1 Закона № 1023 сказано, что в течение гарантийного срока производитель (продавец) берет на себя обязательство либо осуществить бесплатный ремонт некачественного товара, либо заменить этот товар другим.
На самом деле вариантов исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных ГК (ст. 678, 708) и самим Законом № 1023 (ст. 8), гораздо больше. Рассмотрим в таблице правовые последствия продажи некачественных товаров. Следует отметить, что перечисленные в таблице гарантийные обязательства относятся к покупателям – как юридическим, так и физическим лицам. Однако в отношении потребителей-физлиц Законом № 1023 установлены некоторые особенности. В частности, для них гарантийные обязательства включают также какие-либо обязательства производителя или продавца, предусмотренные рекламой (ст. 7 Закона № 1023).
Продавец (производитель) не отвечает за недостатки товара только в том случае, если докажет, что они возникли вследствие нарушения покупателем (потребителем) правил пользования или хранения товара (ч. 2 ст. 679 ГК, ч. 6 ст. 269 ХК, ч. 14 ст. 8 Закона № 1023).
Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, по своему выбору может выдвинуть гарантийные требования либо к производителю, либо к продавцу или к сервисному центру (ч. 3 ст. 678, ст. 708 ГК; ст. 8 Закона № 1023). При этом, как сказано в ч. 12 ст. 8 Закона № 1023, производитель обязан возместить все убытки продавца или сервисного центра, которые рассматривают претензию потребителя. Если производителем является нерезидент, то гарантийные требования покупателя удовлетворяются за счет продавца (импортера).
В полной версии статьи рассмотрены, так же, следующие вопросы:
• Отношения между производителем, продавцом и сервисным центром;
• Обменный фонд товаров.
Материал взят из номера журнала «Баланс» №23. http://balance.ua/magazine/archive_detail.php?ID=46997






Опубликовано в таких рубриках:
- Учет и отчетность. - Консалтинг. - Бизнес и финансы.
Читайте также...
Читайте и предлагайте подобные публикации к размещению... Подробнее...



Главная  Контакты

Публикация статей, пресс-релизов, анонсов, новостей... PR-агентство velsi.info
(с) Все права на материалы сайта принадлежат их авторам и не могут быть использованы кем либо без разрешения авторов.
добавить на главную Яндекс ^
Страница сгенерирована за 0,033779 секунд
Загрузка ...

КОМПАНИИ, ИХ ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!
покупатель товар вебинар Зарплата и Управление Персоналом поставщик 1С: ВДГБ