Почти каждое производственное предприятие имеет периоды нерегулярной деятельности. Не то чтобы оно простаивало. Нет. Всем работникам находится какая-то работа, то есть расходы предприятие несет. Но реальная деятельность, которая приносит доход, временно отсутствует. Давайте выясним, что же в это время происходит в учете предприятия. Расходы в период ожидания заказов
Рассмотрим основные виды расходов, которые может нести производственное предприятие в период ожидания заказов, и их отражение в учете.
Подготовительные расходы (производственные)
В период ожидания заказов могут выполняться определенные производственные операции. Скажем, производиться полуфабрикаты, заготовки и т. п.
Бухгалтерский учет. Ничем не отличается от обычного производственного. Все прямые расходы аккумулируются на дебете счета 23 «Производство», общепроизводственные – на дебете счета 91 «Общепроизводственные расходы» (об учете общепроизводственных расходов поговорим далее отдельно). Если поступят заказы и предприятие заработает на полную – расходы, понесенные в период ожидания и после него, в общеустановленном порядке сформируют себестоимость продукции (Дт 26 – Кт 23). В момент продажи продукции отражаем доходы от продажи, а себестоимость реализованной продукции включаем в расходы (п. 7 П(С)БУ 16).
Налоговый учет. Практически то же имеем в налоговом учете. Расходы включаем в себестоимость продукции или в состав общепроизводственных расходов. А когда признаются доходы от реализации продукции, ее себестоимость признаем расходами этого же периода (п. 138.4 Налогового кодекса, далее – НК).
Расходы на поддержание основных средств (ОС) в рабочем состоянии
Для поддержания ОС в рабочем состоянии необходимы технический осмотр, надзор, обслуживание, ремонт и т. п. Достаточно часто в период ожидания заказов проводят различные ремонтные и другие работы, связанные с обслуживанием производственного оборудования и помещений. В конце концов работники в рабочее время могут заниматься уборкой территории предприятия.
Бухгалтерский учет. Согласно п. 15 П(С)БУ 7 указанные расходы не капитализируют, а включают в состав расходов в зависимости от направления использования ОС. Например, если это ОС административного назначения, расходы списывают на счет 92. Если это производственные ОС, расходы целесообразно списать на счет 23 или субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности». То же касается ОС общепроизводственного назначения. Более подробно о выборе счета скажем ниже.
Налоговый учет. Здесь действует «ремонтное» правило из п. 146.12 НК. Расходы на ремонт и другие улучшения: в размере, который за текущий налоговый год не превышает 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС на начало отчетного года, – включаются в расходы того отчетного периода, в котором производился ремонт. Cумма превышения – увеличивает стоимость ремонтируемых ОС и в дальнейшем подлежит амортизации (п. 144.1, 146.11 НК).
Расходы, которые не являются «ремонтными», относятся к себестоимости продукции или к составу общепроизводственных и других расходов операционной деятельности (аналогично бухучету). Расходы по уборке территории – это также один из видов расходов на содержание (обслуживание) ОС. Поэтому и учет такой же, как описано выше.
Капитальные расходы (изготовление ОС)
Бухгалтерский учет. Все понесенные на изготовление ОС расходы списываются прежде всего на счет 15 «Капитальные инвестиции». Если ОС готово, его вводят в эксплуатацию, оформляя Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств типовой формы № ОЗ-1 (утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352). На основании Акта делают проводку Дт 10 – Кт 15, выбирая субсчета в зависимости от вида и назначения создаваемых ОС. После введения ОС в эксплуатацию начинается их амортизация, сумма которой относится к расходам. Более подробно о выборе вида таких расходов скажем ниже.
Налоговый учет. Нормы НК относительно налогового учета ОС почти дублируют бухгалтерские нормативы. Согласно п. 144.1 НК расходы на самостоятельное изготовление ОС подлежат амортизации, если эти ОС будут использоваться в хозяйственной деятельности налогоплатель¬щика.
Расходы по благоустройству территории
Понятие «благоустройство» включает различные виды работ, операций. Мы же остановимся только на озеленительных работах (устройство клумб, посадка деревьев, кустов, их обрезка и т. п.). Потому что такие работы могут выполнять все работники предприятия, независимо от их основной профессии на предприятии.
Бухгалтерский учет. Прежде всего заметим, что озелененные территории (скажем, клумбы) могут быть самостоятельным объектом учета или составной частью здания, к которому они прилегают:
• в первом случае их учитывают по большей части на субсчете 108 «Многолетние насаждения»;
• во втором – на субсчете 103 «Здания и сооружения» или 109 «Прочие основные средства» – если по сравнению со стоимостью сооружения соответствующего объекта (например, установка бордюров, устройство фонтанов) стоимость «зеленых» расходов (посев травы, насаждение кустов) незначительна. Предел «незначительности» предприятие устанавливает самостоятельно.
Учет расходов на озеленение зависит от того, к какому виду работ относятся конкретные операции. Фактически это могут быть работы:
• по созданию нового объекта или же по его модификации (реконструкции, модернизации);
• ремонту (капитальному или текущему) существующего объекта;
• обслуживанию (содержанию) объекта.
Для того чтобы узнать, к какому виду работ относятся работы по озеленению, можно воспользоваться Порядком проведения ремонта и содержания объектов городского благоустройства, утвержденным приказом Госжилкоммунхоза от 23.09.03 г. № 154 (см. п. 4 приложений 1, 3 и 5 к Порядку) и разд. 8 и 9 Правил содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденных приказом Минстроя от 10.04.06 г. № 105.
Итак, разобравшись в сути конкретных понесенных предприятием расходов, отражаем их соответствующим образом в учете. Капитальные – как капитальные. Ремонтные – как ремонтные. А расходы по содержанию (обслуживанию) в зависимости от назначения конкретного объекта списываем на соответствующий счет учета расходов. Например, если это расходы на обслуживание «административного» объекта, списываем их на счет 92.
Налоговый учет. Если объект используется в хозяйственной деятельности – это полноценные налоговые расходы: общепроизводственные, административные, на сбыт (пп. 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3 НК).
Документальное оформление расходов в период ожидания
Какие-то особые документы здесь составлять не нужно. Все расходы оформляются обычным набором характерных для них документов. Например, расходы на зарплату работников – нарядами, табелями учета рабочего времени и т. п. Правда, для списания отдельных видов расходов периода простоя сразу на субсчет 949 (об этом будет сказано ниже) целесообразно иметь основание – приказ руководителя (конечно, если предприятие применяет этот субсчет).
Также, актуальными остаются такие вопросы, как: расходы на амортизацию производственных и общепроизводственных ОС, учет общепроизводственных расходов и «Простойные» расходы и хозяйственная деятельность с позиции НК. Детально данные темы рассмотрены в номере журнала "Баланс" №9.
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!
баланспредприятие с нерегулярной деятельностьюкомпания1С: Управление торговлей 8отчетность1С: ВДГБТоргуем24