Есть ли PR (Public Relations) в Украине?






Статья.
пиар в украине
Добавил: Юлия Гончарова, независимый PR консультант
06-11-2011, 20:03:14
Публикация №_2924

Есть ли PR (Public Relations) в Украине?
Пиар (связи с общественностью) сейчас в моде. А все ли знают, что скрывают пиарщики, чем завлекают клиентов и какие подводные камни могут быть в сфере пиара?..

Что же происходило с рынком PR услуг (связей с общественностью) в Украине за период ее «самостоятельного» существования?

С чего все начиналось? С простейшей рекламы, соответствующей менталитету нашего народа. Все наверняка помнят Леню Голубкова, Fruitella, Koukou Roukou (Кукуруку – вафли), Wrigleys и прочие хиты, которые запоминались с ходу всеми, повторялись часто и навязчиво, и в конце-концов, приносили заказчику свои плоды, и немалые по тем временам. Кроме рекламы в нашей стране в 90-е никто не думал, и это факт.

Потом пришел новый век, а с ним вместе и масса новоявленных маркетологов и журналистов, которых вузы выпускали в огромных количествах, но только единицы из них были толковыми и донесли в массы такую «новую» науку как маркетинг и рекламные статьи, что принесло выгоду опять-таки заказчикам маркетинговых и рекламных кампаний.

Эра маркетинга и журналистики процветала довольно долго, где-то все первое десятилетие 21 века. В это время многие маркетологи и журналисты даже стали путать себя с пиарщиками, чем, в общем-то, и занимается большинство «специалистов» сферы связей с общественностью и по сей день.

Так что же такое пиар, есть ли этот рынок в Украине, и есть ли специалисты в сфере PR в нашей стране?

Давайте по порядку. Что такое пиар, и есть ли у нас PR-специалисты?

Многие «пиарщики» ответили бы, что пиар – это написание статей, публикация в СМИ, наращивание количества упоминаний бренда, создание его положительного образа, издательство корпоративных журналов и газет  и пр. Отчасти они будут правы. Но эти действия – лишь часть PR, одна из составляющих огромной машины, часть, которая касается профессии журналиста и копирайтера!

Нужны ли журналисты в PR? Просто необходимы! Без них никуда! Но как журналист единолично или даже несколько журналистов могут организовать PR-агентство полного цикла? Непонятный момент.

Нужны ли маркетологи в PR? Конечно! Но как команда пусть даже профессиональных маркетологов может называть себя PR компанией? Тоже неясно.

А ведь большинство пиар компаний Украины организовано либо журналистами, либо маркетологами, т.к. профессия PR-менеджер или PR-директор появилась у нас буквально год или два назад! И еще чисто физически нет и не может быть пиарщиков по определению.

Однако, это спорный аргумент. По моему мнению, пиарщика нельзя «воспитать», им нужно родиться! Почему? Ответ очевиден. Пиарщик – это Абсолютно Креативный Человек! А творческим и креативным можно лишь появиться на свет. Никакое учебное заведение, никакие тренинги и курсы не научат быть «лампочкой», генератором идей, в общем, творцом или креативщиком!

Конечно, многие могут возразить, приведя в пример известную фразу: «При желании можно и зайца научить курить!» Но ведь заяц научится только впускать и выпускать дым, и никогда сам не сообразит, что можно еще и колечки из него «смастерить», а может даже и кораблики или сердечки.

Так и с многими пиарщиками в Украине. Все научились писать статьи и размещать их в СМИ, даже рекламу в телевизор и на радио за бешеные деньги клиента транслируют, но это все откровенные клише и моветон. Новых идей нет ни у кого, ну почти ни у кого, за редким исключением. Есть только «команды профессионалов», которые сидят в офисах при галстуках и пишут концепции и стратегии, беря за свой «креатив» немалые деньги с клиента.

Так вот подытожим: пиар – это чистой воды креатив! И все остальные составляющие (маркетинг, журналистика, копирайтинг, брендинг и пр.) – это всего лишь инструменты для воплощения креатива в жизнь.

ИДЕЯ! Вот основа каждой успешной кампании по связям с общественностью. Клиенты и целевая аудитория перестали верить стандартным подходам, «работающим годами». И ни журналисты, ни маркетологи не являются генераторами концептуальных и стратегических идей, потому их клиентам и их «пиар-агентствам» уже не доверяют. Они способны только применить технологии маркетинга или чудеса копирайтинга, в лучшем случае это будет НЛП. Они говорят, что побороли «джинсу» (статьи в СМИ откровенно рекламного и заказного характера, выражаясь простым языком), но продолжают использовать стандарты, чем только портят репутацию клиентам и вызывают еще большее недоверие и отвращение их потенциальной целевой аудитории. Только творческий пиарщик способен продуцировать оригинальные вещи, вот почему современным трендом является именно Идея!

Если нет оригинальной идеи – нет пиара. Без идеи не будет интересен ни товар, ни услуга, ни бренд, ни персоналия, никто и ничто. Просто их не запомнят на сливающемся фоне мелькающих вывесок, слоганов и видеороликов. Очередные выброшенные на ветер деньги.

С определением пиара и профессионалами в этой сфере немного разобрались.

Следующий вопрос: есть ли рынок связей с общественностью в Украине и каков его объем на 2011 год?

Рынок PR есть однозначно (может быть, около 20-30 крупных компаний, остальные более мелкие). Есть спрос, который возрос за последние годы, есть и предложение в достаточном количестве. Больше всего компаниям-заказчикам нужен антикризисный и ситуационный пиар, особенно за последние пару лет кризиса, который продолжается до сих пор.

Бюджеты пиар-кампаний резко сократились после кризиса 2008 года, многие предприятия вообще вычеркнули связи с общественностью из своего бюджета и занимаются этой сферой только по надобности, пользуясь услугами аутсорсеров.

С другой стороны спрос на пиар-услуги возрос в сети Интернет из-за страха компаний потерять оставшихся своих клиентов, доходы которых также упали с наступлением кризиса. Они готовы выделить хотя бы небольшой бюджет на интернет-пиар из разряда «на поддержание трусов», чтобы остаться на плаву. Эта ниша рынка тоже плотно занята, благодаря наличию контор, которые занимаются SEO, SMO, SMM, продвижением и пиаром в Интернет. 

Есть ли в Украине профессионалы в сфере пиар и продвижения в сети Интернет? Есть, но мало, так же, как и «оффлайновых» профессионалов. Мало, потому что в нашей стране эта сфера еще слишком молода, чтобы иметь в своих рядах толпы профессионалов, да и спрос на профессионалов маленький (чем не парадокс?), потому что их услуги считаются дорогими, хоть и суперэффективными. Да, за результат, приток доходов и клиентов приходится платить!

Подведем краткие итоги: пиар в Украине есть (ура!), профессионалов по связям с общественностью мало (увы!), бюджеты на пиар-кампаниям упали, НО: пиар действительно нужен многим и он будет еще более востребованным в ближайшие годы! А пока что: пиарщики, растите над собой, прыгайте выше головы, развивайтесь и творите! Креатив пробьет любую стену!

(с) Гончарова Юлия

Независимый PR-консультант,



Специально для http: //pr-group.com.ua http://pr-group.com.ua







Читайте также...
Читайте и предлагайте подобные публикации к размещению... Подробнее...



Главная  Контакты

Публикация статей, пресс-релизов, анонсов, новостей... PR-агентство velsi.info
(с) Все права на материалы сайта принадлежат их авторам и не могут быть использованы кем либо без разрешения авторов.
добавить на главную Яндекс ^
Страница сгенерирована за 0,034001 секунд
Загрузка ...

КОМПАНИИ, ИХ ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ
Делиться вообще полезно.
И вот тебе простой пример:
когда-то я был всего двумя клетками,
но деление сделало из меня человека!
(цитатник рунета)
Делитесь своей информацией!
пиар в украине связи с общественностью Фестиваль Мастеров Маркетинга Миксмаркет IdeasFirst продвижение сайтов Выбор года