Долги российских автомобилистов перед страховыми компаниями, возникшие за ущерб в дорожно-транспортных происшествиях по итогам 9 месяцев 2013 г., оцениваются «Национальной службой взыскания» в сумму порядка 15, 5 млрд рублей. Рост объема задолженности по сравнению с январем - сентябрем 2012 г. составил 2, 8 млрд рублей или 22% (с показателя 12, 7 млрд. рублей).
В оценку «Национальной службы взыскания http://www.nrservice.ru/ » входят случаи возникновения права требования по страховым выплатам, наступившие в результате дорожно-транспортных происшествий (регрессная и субрагационная задолженность). Речь идет о праве требования, наступившем в результате страховых случаев за определенный календарный период. Данный показатель не включает в себя сумму заявленных, ранее неурегулированных претензий за предыдущие календарные периоды.
Суброгационное требование – это переход к страховой компании, выплатившей страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб. Данное требование относится к ситуации, когда страховка ОСАГО виновного в причинении ущерба не покрыла размера ущерба в ДТП и оплативший его страховщик КАСКО взыскивает разницу с лица или организации, причинившей ущерб. Регрессное требование - это право страховой компании требовать от виновника ДТП возместить ей то, что она потратила на возмещение убытков по ОСАГО пострадавшему.
Рост объема заявленных, но не урегулированных требований в полугодовом выражении в 2013 г. характеризуется как обычный для динамики роста, сложившейся в текущем году. В январе – сентябре 2013 г. процентный рост объема неурегулированных требований снизился на 8 процентных пунктов относительно роста, который был зафиксирован за 1 полугодие 2013 г. (30%).
Серьезное увеличение, как темпов роста, так и абсолютных объемов возникших за период требований вызвано фактором роста автомобильного рынка в 2012 г., а также ростом цен на детали, комплектующие и ремонт. Надо отметить, что динамика роста автомобильного рынка в 2013 г. демонстрирует замедление, что может сказаться на снижении темпов роста объема регрессных и суброгационных требований в 2014 г. Действительно, по данным Комитета автопроизводителей АЕВ, продажи автомобилей в России продолжают падать.
За 8 месяцев 2013 года в России продано 1, 8 млн. новых автомобилей, что на 7% меньше по сравнению с тем же периодом 2012 года. Кроме того, в 2013 г. фиксируется снижение количества дорожно–транспортных происшествий, что также оказывает позитивное влияние на снижение уровня требований, возникших в результате ДТП.
По данным ГИБДД, количество зафиксированных ДТП в январе–сентябре 2013 г. составило 146, 5 тыс., что на 2, 4% меньше показателя за аналогичный период 2012 г. (150, 1 тыс. ДТП).
Учитывая факт замедления (рост автомобильного рынка) и снижения (количество ДТП) основных индикаторов, влияющих на динамику и объем возникающих регрессных и суброгационных требований, определять рост объема требований будет инфляционный фактор. Иными словами, рост цен на ремонт автомобилей и на комплектующие. Под влиянием роста цен снижение уровня ДТП нивелируется, поскольку растут суммы зафиксированного имущественного ущерба в результате происшествия, что определяет рост объемов выставляемых требований.
По прогнозам «Национальной службы взыскания», рост образовавшихся регрессных и суброгационных претензий по программам ОСАГО и КАСКО по итогам 2013 года может составить порядка 29% (по отношению к 2012 г.) и достичь объема 23 млрд рублей.
На 1 октября объем заявленных требований, переданных в работу коллекторских агентств, составил порядка 4, 5 млрд. рублей. Данная сумма в большей степени включает в себя накопленную задолженность за предыдущие периоды, которую страховщики не смогли успешно урегулировать в короткие сроки, а также заявленные в 2013 году требования. По нашим прогнозам, по итогам 2013 г. объем переданных в коллекторские агентства неурегулированных требований может составить около 5 млрд руб.
При оценке объемов неурегулированных требований, передаваемых в работу долговых агентств, необходимо иметь в виду, что пока большая часть задолженности (до 70%) попадает в работу дочерних, либо аффилированных со страховыми компаниями агентств и юридических компаний. Это объясняется недостаточной практикой досудебного урегулирования страховой задолженности среди независимых коллекторских агентств, очень сложным и затратным с операционной точки зрения процессом.
Характеристики должников в зависимости от пола имеют ряд отличий. У женщин в возрастной категории от 36-60 лет значительно выше как сумма претензий, так и срок неурегулированности по сравнению с мужчинами аналогичной возрастной группы. В тоже время показатели суммы и срока претензии в возрастной категории от 22 до 35 лет у мужчин превышает аналогичные показатели женщин.